Понятие слога. Деление слова на слоги (с опорой на украинский язык). Правила переноса

УРОК № 9

Тема. Понятие слога. Деление слова на слоги (с опорой на украинский язык). Правила переноса

Цель: обучать школьников делению слов на слоги; формировать навыки переноса; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся делят слова на слоги, умеют переносить слова.

Оборудование: учебник, таблица “Перенос слов”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Лингвистическая минутка.

Отгадайте загадки.

Слова-отгадки разделите для переноса.

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

Ответ: пе-тух.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Ответ: гнез-до.

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдется, там след остается.

Ответ: ка-ран-даш.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Вопросы учащимся.

– Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит.)

– Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

Как расположить в алфавитном порядке фамилии учеников в классном журнале, если они начинаются на одну букву?

– Тренировочное упражнение.

Определите количество букв и звуков в словах. Запишите звуковое значение гласных.

Образец: дрУ[у]зья[йа] – 6 б., 6 зв.

Друзья, работать, доброе, шьет, дочь, съесть.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 37; [2] с. 14.

– Вопросы учащимся.

– Что такое слог?

– Как определить, сколько слогов в слове?

– Какие слова называются односложными? двусложными? трехсложными? многосложными?

– Тренировочное упражнение.

Разделите слова на слоги. Определите количество букв и звуков.

Перемена, пожелание, портфель, семья, ручьи, здание, рассказ, подобрать.

– Выборочный диктант.

Из записанного на доске текста выпишите в три столбика слова, состоящие: 1) из одного слога; 2) из двух слогов; 3) из трех слогов.

Когда живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей: они тебе помогут, и с ними веселей.

(С. Михалков)

– Какие из этих слов нельзя переносить? Почему?

– Ознакомление с таблицей.

ПЕРЕНОС СЛОВ

Правило

Примеры

Слова переносятся по слогам

Ко-ле-со, си-рень

Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву

Обезь-яна (не о-безьяна), ду-маю (не дума-ю)

При стечении согласных разделение на слоги свободное

Ве-дро и вед-ро, во-прос и воп-рос

Буквы ъ, ь, й от предшествующих букв не отделяются

Разъ-езд (не раз-ъезд), малень-кий (не маленький), бой-цы (не бо-йцы)

Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень начинается с согласной

Под-ходить (не по-дходить), рас-чистить (не ра-счистить)

Нельзя отрывать от корня часть, не составляющую слога

По-слать (не пос-лать), за-кройщик (не зак-рой – щик)

Двойные согласные вместе не переносятся

Деревян-ный (не деревя-нный), ван-на (не ва-нна)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Выпишите выделенные слова. Разделите их: 1) на слоги; 2) для переноса (покажите все возможные варианты).

Образец: почетные: по-чет-ны-е; по-четные, почет-ные.

Самые почетные награды за подвиги в труде и бою – это ордена. Когда увидишь человека с орденом, знай: он сделал много хорошего для страны, а значит, и для всех нас.

– Какие слова нельзя разделить на слоги? Почему?

– Какие слова нельзя перенести? Почему?

2. Запишите под диктовку текст. Определите стиль текста. Одной чертой подчеркните односложные слова, двумя – двусложные.

Гром сопровождает молнию во время грозы. Он представляет собой взрыв воздуха под влиянием высокой температуры молнии. Сила удара зависит от места наблюдения грозы.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение: [1] 74; [2] 37.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Что нового о слоге и переносе слов вы узнали сегодня на уроке?




Понятие слога. Деление слова на слоги (с опорой на украинский язык). Правила переноса