Раздел 2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
14. ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ
Работа над портретом требует особой сосредоточенности и умения передавать характер и настроение модели.
Следует помнить, что изображается человек, который имеет присущие только ему характер, взгляд, движения. В процессе работы особое внимание следует уделить глазам, так как они отражают человеческую душу.
Освещенность, силуэт и движение также имеют огромное значение.
Едва ли похожим будет портрет в нехарактерном ракурсе, небрежно освещенный.
Старые мастера считали,
М. Врубель. Портрет жены
А. Мурашко. Портрет девушки в красной шляпе
А. Манастырский. Казак
Ракурс – положение натуры относительно зрителя.
Тщательно изображают руки модели, ведь жесты могут раскрыть ее эмоциональное состояние. У спокойного человека руки расслаблены. Если человек сосредотачивается, пальцы напрягаются, сжимаются. Правильно найденный силуэт также придает рисунку большую выразительность. Прежде всего надо следить
Вокруг изображаемого героя должно быть достаточно просторно, чтобы рисунок был не очень большим, но и не мелким. Изображение не должно “подпрыгивать” или “падать” на листе. Не лишне будет посмотреть, как выполняли подобные задачи “старые мастера”.
Для раскрытия “образа” в портрете огромное значение имеют костюм, рассказывающий о характере, профессии, эпохе, в которой происходит действие, окружающая модель среда, предметы, находящиеся рядом с моделью. И тогда между картиной и зрителем возникнет молчаливый диалог. Без единого слова портрет раскроет тайны своего героя.
1. Вспомните, портреты каких украинских и зарубежных мастеров вы видели во время посещения музея, галереи, выставки. Какой из них оказал на вас самое большое впечатление и почему?
Ученические работы
Создайте автопортрет в историческом костюме прошлого. Какой костюм будет способствовать раскрытию вашего внутреннего мира? Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки. План работы:
– На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) портретное изображение человека.
– Сравните пропорции в целом. Затем пропорции разных частей лица по отдельности: длину к высоте и ширине. Сравните их между собой (чтобы, скажем, глаза не были, как у совы, а уши, как у мыши).
– Обратите внимание на то, где находятся разные части лица на вашем рисунке, не “съезжают” ли они с оси симметрии, не “подпрыгивают” ли относительно друг друга.
– Исправьте ошибки в построении.
– На палитре рядом подберите цвет, соответствующий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.
– Сравните и попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей лица, волос.
– Определите, какая часть лица освещена наиболее ярко и как выглядит фон рядом.
– Как меняется оттенок цвета в тени и на освещенной поверхности?
– Где наиболее темная тень и не изменилось ли восприятие цвета в тени?
– Пронаблюдайте, какова разница в полутоновых соотношениях на разных поверхностях.
– Где получается самый большой контраст?
Д. Левицкий.
Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве
Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735-1822) – художник-портретист. Родился в Киеве, сын украинского гравера Г. Левицкого. Позже жил в Петербурге, принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве. Самые известные произведения Левицкого – “Портрет П. А. Демидова”, серия парадных портретов воспитанниц Смольного института, “Портрет М. Дьяковой”, “Портрет Екатерины II – законодательницы”, “Портрет
Н. Львова”, серия портретов великих княжен – дочек императора Павла I (“Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве” и др.)
Питер Пауэл Рубенс. Автопортрет с супругой
Рубенс Питер Пауэл (1577-1640) – великий фламандский художник, непревзойденный колорист. На формирование творческой индивидуальности Рубенса огромное влияние имела поездка в Италию, где художник познакомился с работами Микеланджело, Караваджо, венецианских мастеров. Рубенс работал в разных жанрах, писал религиозные композиции, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты. Краски произведений Рубенса ярки, сочны и звонки.
Творчество этого мастера исполнено оптимизмом и жизнерадостностью. Среди картин Рубенса: “Персей и Андромеда”, “Портрет Елени Фоурмен с детьми”.
МАСТЕР-КЛАСС
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ
Когда вы рисуете голову человека, вам необходимо “идти” от общего к частностям. Начинайте с изображения овала лица и “шапки” волос. Сначала рисунок делайте легким, потому что в процессе работы придется кое-что менять, исправлять. Необходимо посмотреть, сколько места на бумаге занимает лицо, волосы в длину и ширину. Затем поделите лицо вертикальной осью на правую и левую части. Ось пройдет через середину лба между бровями через нос к середине подбородка. Горизонтальными линиями обозначьте уровень бровей, глаз, длину носа, уровень губ.
Рисуя портрет в ракурсе, помните, что лицо немного сокращается в перспективе. Поэтому ближний глаз будет немного больше, чем дальний. И не только глаз, но и вся ближняя часть лица. Обратите внимание на то, что линии бровей, глаз, носа и губ параллельны друг другу. Поэтому с наклоном головы все части лица “наклоняются” вместе с ней под тем же углом.
Если вы видите на некоторых рисунках, что глаза имеют один наклон, а губы другой, знайте – это произведение человека, который “считал ворон” на уроках рисования.
Делая живописный портрет подруги или друга, попробуйте уловить цвет ее или его волос, цвет лица, присущий именно им. Ведь есть люди белокожие, с белокурыми волосами и светлыми глазами. А брюнеты обычно смуглые, имеют темные глаза. Волосы тоже бывают разных оттенков: рыжеватые, каштановые, пепельные. В разном окружении на волосы падают разные рефлексы, и тогда на них появляются зеленоватые, голубоватые или рыжеватые оттенки.
Цвет кожи и волосы в тени и на освещенных участках также имеет разные оттенки. В помещении преимущественно на освещенных участках будут преобладать холодноватые оттенки, а в тени – больше теплые.
В конце работы важно оценить общее впечатление от портрета. Посмотреть, выразительно ли лицо, взгляд, достаточно ли выявлен объем головы.
Фон в портрете должен способствовать целостному восприятию образа – не быть слишком ярким, оттенять лицо, гармонично соединяться с другими цветами.
МАСТЕР-КЛАСС
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СКУЛЬПТУРНЫМ ПОРТРЕТОМ
Для лепки используют стеку – деревянную или пластмассовую лопатку длиной 15-20 см, один конец которой заточен, как карандаш, и дощечку, на которой выполняется работа. Стекой срезают лишнюю глину, заравнивают поверхность, делают углубление в форме.
1. Перед тем как начать работу, решите, образ какого литературного героя вы хотите слепить – Русалочки или Лисы – Алисы, маленького хоббита или капитана Флинта, или кого – то другого. Сначала сделайте зарисовки карандашом, эскизы выбранного вами героя с разных сторон. Ведь скульптурный образ трехмерный, и еще до начала лепки важно представить себе, как будет выглядеть ваш герой со всех сторон.
2. Если скульптура величиной больше 20 см, то надо сделать каркас, закрепить его на подставке, он должен быть крепким, не должен деформироваться. Это может быть деревянный брусочек или металлический провод, прикрепленный к горизонтальной дощечке.
3. В начале работы необходимо определить размер изображения, а также наиболее подходящий для задуманной композиции материал – глина или пластилин. Нанося материал на каркас, надо сначала “набрать массу”, то есть создать форму, напоминающую голову.
4. Далее необходимо детализировать скульптуру: вылепить глаза, прическу, нос, губы, брови. Лепить надо, начиная с крупных деталей, постепенно добавляя мелочи. Для правильного изображения вспомните все о пропорциях головы человека.
5. Творческий подход к задаче требует обратить особое внимание на настроение натуры – грусть это или радость, обеспокоенность или мечтательность, а также с помощью каких деталей можно наиболее полно раскрыть характер героя: выражение лица, прическа, головной убор, украшения, воротничок или какая-либо другая часть одежды вокруг шеи.
Пропорции человека по наблюдениям древних египтян