УРОК № 55
Тема. Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но
Цель: дать учащимся понятие о союзе как служебной части речи; учить правильно употреблять союзы; воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют понятие о союзе, различают значения союзов, правильно употребляют их в речи.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Работа с текстом.
Прочитайте текст. Назовите известные
Зимой вороны питаются различными отбросами и вреда принести не могут. Когда тепло, они едят и червей, и лягушек, и мышей. Не откажется ворона и от цыпленка или утенка. За это ее похвалить нельзя, но такая пища для нее только дополнительная. Зато ворона приносит пользу, когда истребляет вредителей полей и огородов.
(По Н. Соколову)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Словарный диктант.
Запишите словосочетания. Выделите предлоги в словосочетаниях, приставки – в глаголах.
Приходят в лес, входит в дом, отъехал от остановки, постучал по дереву,
– Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Составьте словосочетания, употребляя подходящие предлоги.
Образец: собираться, театр – собираемся в театр.
Попросить разрешение, отец; обратиться, учитель; добежать, школа; возвращаться, Донецк; выйти, трамвай; прыгнуть, трамплин.
КАРТОЧКА № 2
Поставьте существительные в нужном падеже.
Соскучился по (сестра); бегали между (березы); сошел с (крыльцо); показался из-за (угол); были на (экскурсия); учиться в (лицей); параграф по (история).
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Беседа с учащимися.
– Какие служебные части речи вы знаете?
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Какие союзы вы знаете? Для чего они употребляются в речи?
– Тренировочное упражнение.
Запишите предложения. Выделите графически союзы. Для чего они употребляются в предложении?
Цветут сосна и ель. (Д. Зуев) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей. Утром дождь не стучал в окна, но небо было серо. (А. Чехов) Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.
Вывод: союзы связывают слова в предложениях, а также части сложного предложения.
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 251-252.
– Вопросы учащимся.
– Какова роль союзов?
– Перед какими союзами всегда ставится запятая?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли слова.
День был весенний, но… . В саду хрустнула ветка и… . Я учу не английский язык, а… .
2. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли части сложного предложения.
С крыш свешивались длинные сосульки, и… . Иногда дул ветер, но… . Солнце еще не вставало, а… .
3. Из каждой пары предложений составьте одно. Замените повторяющиеся слова союзами, подходящими по значению.
Мы хорошо работали. Мы весело отдыхали. Я ходил не в кино. Я ходил в театр. Мальчик глубоко нырнул. Мальчик дна не достал. Не по словам судят о человеке. О человеке судят по делам.
– Лингвистическая минутка.
Разгадайте шарады.
Две ноты, союз, все вместе – игра,
В которую любит играть детвора.
Ответ: до-ми-но.
Мой первый слог – местоимение,
Второй же – времяисчесление,
А третий слог – союз,
А целое – приятное на вкус.
Ответ: я-год-а.
Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посередине лица.
Ответ: но-с.
– Творческая работа.
Составьте несколько предложений, в которых расскажите о своих интересах, увлечениях, вкусах. В предложениях используйте союзы.
Образец: Я изучаю английский и французский языки. Мне нравится не хоккей, а футбол.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 51.
2. Выполнить упражнение: [1] 550; [2] 434 (найти в тексте союзы и определить, что они связывают – слова или части сложного предложения).
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Чем союзы отличаются от предлогов?