37. Однородные члены предложения (Однорідні члени речення).Говорим: составляем диалог по данному началу, высказывание на заданную тему
295. Прочитайте текст.
У нас в школе есть кружок русского языка. На занятиях мы читаем книги, обсуждаем их, пишем сочинения и читаем их друг другу.
А еще мы переписываемся с ребятами из Москвы, Воронежа, Таганрога. Мы пишем им о нашем поселке, о школе, о своих увлечениях. Они нам тоже присылают письма. Иногда в них мы находим фотографии, открытки с видами их родных городов.
Любопы́тный
Любопы́тство
Недавно
Мы мечтаем встретиться со своими заочными друзьями. Может быть, летом эта мечта осуществится, и мы поедем в Москву или Воронеж.
Что из того, что делают ребята на занятиях кружка русского языка, вам нравится? Почему?
Правильно употребляйте слово радио: по радио, на радио (работает). Устно составьте с этим словом несколько словосочетаний, включите некоторые из них в предложение.
296. Поработайте в парах. Составьте вместе как можно больше разных вопросов, адресованных человеку, который побывал в другом городе (поселке,
Проведите в классе конкурс на самый интересный (самый неожиданный) вопрос.
297. Спишите предложения, поставьте вопросы к выделенным членам предложения.
В воскресенье я помогала маме, читала книжку, ходила к подруге.
Пасмурный, облачный и холодный день не помешал прогулке.
Обратите внимание, что в этих предложениях есть слова, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Это – однородные члены предложения (по-укр.: однорідні члени речення): Я (ч т о делала?) помогала, читала, ходила; день (какой?) пасмурный, облачный, холодный.
Однородные члены предложения помогают создать более полную, детальную картину.
298. В тексте упр. 295 найдите 6 предложений с однородными членами. Спишите те предложения, в которых однородные члены соединены с помощью союзов и, или. Обратите внимание, что знаки препинания при однородных членах предложения в русском языке ставятся так же, как и в украинском языке.
Примените известные вам правила о постановке запятой между однородными членами ко всем предложениям изупр. 295.
299. Поработайте в парах. Прочитайте в лицах диалог, завершите его. Где происходит разговор? Кто в нем участвует? Что произойдет с письмом, если адреса отправителя и получателя перепутаны?
– Я хочу послать это письмо заказным.
– Хорошо. Только у тебя на конверте неправильно написано.
– Нет, это правильный адрес. Я проверяла.
– Да, но адрес отправителя пишут слева сверху, а адрес получателя – справа внизу. А у тебя наоборот.
– Разве не все равно? И потом – у меня письмо в Россию.
– Не все равно. И в России, и в других странах такое же правило. При сортировке писем посмотрят на правую сторону, и письмо… .
Рассмотрите иллюстрацию и запомните, как следует писать адрес отправителя и адрес получателя.
Прочитайте данные в таблице украинские словосочетания и соответствующие им русские. Правильно используйте их в речи.
По-украински | По-русски |
Рекомендований лист Відправник Одержувач Адреса | Заказное письмо отправитель получатель адрес |
300. Запомните написание слов, данных в рамочке; составьте с ними предложения, запишите.
301. Составьте связное высказывание о диалоге на почте (см. упр. 299).
Сле́ва
Справа