УРОК № 66
Тема. Однородные члены предложения. Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье” (продолжение)
Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимися сочинительными союзами и противительными союзами; развивать умение выявлять и исправлять пунктуационные ошибки.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схемы предложений, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Беседа с учащимися.
–
– Прочитайте выписанное дома предложение с однородными членами, соблюдая правильную интонацию.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
(Текст записан на доске.)
Мальчик быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бросился в воду. Он раза три нырнул, потом поплыл на спине и закрыл от удовольствия глаза. Он позволял себе и лежать на спине, и брызгаться, и кувыркаться, и плавать на животе.
(По А. Чехову)
Найдите однородные члены в последнем предложении. Нарисуйте схему предложения.
Однородные члены связаны союзом и. Почему же между ними стоят запятые?
Комментарий учителя.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами, ставится запятая.
2. Диктант с комментированием.
– Запишите предложения. Найдите в них однородные члены. Какими союзами они связаны? Объясните постановку знаков препинания.
Я ехал долго, но жилья нигде не встречал. Мальчик хотел купаться в реке, а не кататься на лодке.
Вывод. Противительные союзы а, но могут связывать однородные члены предложения. Перед этими союзами всегда ставится запятая.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Списывание с грамматическим заданием.
(Карточки с заданием – на каждой парте.)
– Запишите предложения, раскрывая скобки и вставляя подходящий по смыслу союз. Расставьте знаки препинания.
Этот путь короткий (очень трудный). Потоки воды размывают края оврага (роют ямы на его дне). Дождь прошел (землю не напоил). Ветер загудел, затрещал (сорвал крышу с сарая). Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). Дети ходили в лес за грибами (за ягодами).
2. Конструирование предложений.
– Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Избегайте повторов. Используйте подходящие по смыслу союзы.
1) Мы хорошо работали. Мы весело отдыхали. 2) Я ходил не в кино. Я ходил в театр. 3) Мальчик глубоко нырнул. Мальчик дна не достал. 4) Не по словам судят о человеке. Судят по делам.
3. Выборочный диктант.
(Задание выполняется по вариантам.)
Первый вариант выписывает предложения с однородными членами, не связанными союзами, второй – предложения с однородными членами, связанными союзами.
Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей. Солнце показалось из-за туч и скрылось. Цветы издавали не резкий, а нежный запах. День был пасмурный, но теплый. Ночь медленно течет без звезд, без звуков, без движенья. (А. Серафимович) Сухой лист трепетал на ветках, опадал, крутился в воздухе. И волки, и рыси, и всякие хищники водятся в тайге.
4. Самостоятельная работа.
– Найдите и исправьте ошибки в расстановке знаков препинания.
На траве, на былинках, и на соломинках блестели нити осенней паутины. И на березах, и на осинах и на липах блестят золотые листья. В поле в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Старый лес зашумел ровно, и неумолчно. Пришла весна но тепла не принесла.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Инсценировка текста.
Учебник, с. 287-288.
2. Составление диалога, инсценировка.
Упр. 626.
3. Устное сочинение.
Упр. 627.
4. Работа с народными приметами.
Учебник, с. 288.
1) Чтение народных примет.
2) Вопрос учащимся: “Наблюдали ли вы погоду по народным приметам?”
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 58, 59.
2. Выполнить упр. 620.