I СЕМЕСТР
УРОК 16
Тема. Осень. Предложения, в которых о чем-то рассказывают. Интонация законченного предложения. Составление предложений по рисунку
Цель: учить учащихся составлять предложения; развивать внимание, познавательную активность, смекалку, речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.
Оборудование: сюжетные картинки “Огород”, “Сад”, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, репродукции картин с изображением осени.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем…
– Когда это бывает? (Осенью)
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы увидим, какие дары нам приносит волшебница – осень.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа с чистоговоркой
Са-са-са – в лесу бегает ли…
Су-су-су – было холодно в ле…
Ос-ос-ос – на поляне
Овь-овь-овь – у нас выросла мор…
Як-як-як – а у нас вырос бур…
Уз-уз-уз – а у нас – красный арб…
Ок-ок-ок – к солнцу тянется чесн…
2. Работа с загадками
– Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул – и вот… (морковка).
– Я твержу сестре Лариске:
Нет окрошки без… (редиски).
– Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит… (лук).
– Не чихал чтоб мой сынок,
В суп кладу ему… (чеснок).
– Все друзья зовут Антошку
Им помочь копать… (картошку).
– Юбки свои покрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке… (капуста).
– Прекращайте все споры-раздоры!
Сок томатный дают… (помидоры).
– Весь в пупырышках малец –
Изумрудный… (огурец).
3. Беседа
– Что общего у всех названий? (Это овощи.)
– Какие овощи собирают летом, а какие – осенью?
– Что вы составляли, отвечая на мои вопросы? (Предложения)
– Что такое предложение?
4. Работа с рисунками “овощи, фрукты” и слоговыми схемами
– слива, груша, тыква, вишня, свекла
– картофель, помидор, яблоко, капуста, виноград, огурец
5. Составление предложений по картинке
Учитель задает вопросы.
– Чем занимаются ребята? (Ребята собирают в саду урожай.)
– Какие фрукты они собирают? (Ребята собирают яблоки и груши.)
– Какие яблоки и груши собирают ребята? (Ребята собирают красные, желтые, спелые фрукты.)
6. Интонирование составленных предложений
V. Осмысление изученного материала
Работа со стихотворением-шуткой “Про овощи”
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеянных густо
Огурбузы росли,
Помирдыни росли,
Редисвекла, часлук и репуста…
– Почему знакомые садовода удивились?
VI. Итог урока
– Назовите знакомые вам фрукты и овощи.
– Какие из них вы любите?
– Чему вы учились на уроке?
– Что такое предложение?