От синтаксиса и пунктуации

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

УРОК № 70

Тема. От синтаксиса и пунктуации – к вершинам знаний языка

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по вопросам синтаксиса, которые рассматривались в курсе русского языка в 9 классе; совершенствовать умения и навыки работы в группах; развивать осознанное восприятие и воспроизведение услышанного, устную и письменную речь, анализировать языковой материал и применять знания на практике, раскрывать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с учебником

и справочной литературой; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: раздаточный материал; декорации, изготовленные учащимися; музыкальное оформление; листы взаимо – и самооценивания.

ХОД УРОКА

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,

Соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения

Народа в одно великое историческое живое целое…

К. Д. Ушинский

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

1. Чтение эпиграфа, работа с ним.

2. Слово учителя.

Ребята, урок сегодня необычный. Я рада приветствовать вас на

турнире знатоков русского языка. Пусть этот урок будет праздником встречи единомышленников – людей, любящих и знающих русский язык, праздником разума и общения, который соединяет живущие и будущие поколения.

В сегодняшнем состязании принимают участие 3 команды, которые будут бороться за право называться знатоками русского языка.

Ваши достижения сегодня будет оценивать жюри, разрешите вам его представить (учитель представляет жюри турнира).

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. “давайте познакомимся” (презентация команд).

К конкурсу “Давайте познакомимся” ученики должны подготовить следующее:

1) придумать название команды, которое будет созвучным с темой и содержанием урока;

2) составить девиз команды;

3) создать эмблему.

Оценивается оригинальность названия, эстетичное оформление эмблемы, содержательность девиза, а также его знание всеми представителями команды. Обращается внимание и на то, в какой форме происходит презентация.

Оценивание презентаций жюри.

2. Игра “Спеши не спеши, а поторапливайся”.

За определенное время (5 минут) команда разгадывает кроссворд, предложенный учителем. Можно предложить учащимся (каждой команде) составить такой кроссворд накануне мероприятия, а потом обменяться ими.

– Разгадайте кроссворд; определите вид предложений, из которых состоят задания.

 От синтаксиса и пунктуации

По горизонтали: 1. Тонок, долог, в траве не видать. 2. Стоит Андрюха – набитое брюхо. 3. Маленький, горбатенький, все поле проскакал, домой прибежал – весь год пролежал. 4. Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

По вертикали: 1. Мал да удал: всех людей перебил. 5. Под одной шляпой четыре брата стоят. 6. Зимой и летом одним цветом. 7. Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает.

3. Конкурс “Берись дружно – не будет трудно” (работа в группах).

– Запишите текст под диктовку; найдите в тексте сложные предложения, определите их вид; отгадайте загадку.

В столовой

Четыре приятеля, отдыхавшие в одном санатории, шесть дней сидели в столовой за одним столом. Борис был у них “председателем” и все время занимал одно и то же место. Остальные трое каждый день рассаживались по-новому. В понедельник справа от Олега сидел художник, а слева – инженер. Во вторник слева от Бориса сидел преподаватель, а другим соседом преподавателя был Олег. В среду справа от Николая сидел художник, а слева преподаватель. В четверг место справа от экономиста занимал инженер, а слева – Дмитрий. В пятницу экономист сидел слева от Николая.

– Кто сидел в субботу слева и справа от Бориса и как кого зовут?

(Ответ: в субботу справа от Бориса сидел Николай, а слева – Олег; Борис – художник, Николай – инженер, Олег – экономист, Дмитрий – преподаватель.)

4. Конкурс капитанов “о себе в третьем лице”.

(Проводится одновременно с конкурсом “Берись дружно – не будет трудно”: команда выполняет задание, а капитаны работают отдельно.)

Капитаны должны рассказать о себе в третьем лице, как бы взглянуть на себя со стороны, оценить себя как личность, проявить умение самооценки, может быть, самокритики. Рассказ следует начать так: “Фамилия и имя этого ученика(цы)… Любит… Увлекается…”.

5. Домашнее задание “Внимание! Премьера” (лингвистическая сказка).

(Учащиеся показывают лингвистическую сказку, придуманную дома.)

К этому конкурсу ученики готовятся с наибольшим удовольствием. Ведь они выступают в роли актеров, режиссеров,

Сценаристов, декораторов, стилистов. Школьники снова и снова возвращаются к выученному материалу, по-своему его осмысливают и интерпретируют. Таким образом, в процессе игры они не только закрепляют, но и обобщают, осознают явления, о которых шла речь на предыдущих уроках.

IV. ИТОГИ УРОКА

Жюри объявляет победителей турнира. Учитель оценивает учебные достижения учащихся, учитывая самооценку и взаимооценивание.

Лист взаимооценивания (заполняют учащиеся) может иметь такой вид:

Фамилия и имя ученика

Подготовка к турниру

Активность на турнире

В каком конкурсе проявил себя наиболее ярко

Самооценка

Оценка команды

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать материалы в уголок русского языка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


От синтаксиса и пунктуации - Плани-конспекти уроків по російській мові


От синтаксиса и пунктуации