УРОК № 65
Тема. Относительные, отрицательные и неопределенные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “Некрасивых цветов не бывает”
Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме, отработать умения и навыки; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальными заданиями.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания
2. Работа с карточками.
Карточка № 1
Укажите группу словосочетаний,
А) (ни)(на)кого нельзя положиться; (ни)(с)кем не говорил;
Б) сообщить что(либо) важное; узнать что(то) новое;
В) (не)что неопределенное; (ни)кем не узнанный.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите предложения.
Эта вещь н..кому не нужна. И ты до сих пор н..кому еще не разболтал, куда ходишь? Н..чем н..чего не сделаешь.
Карточка № 2
Укажите разряд местоимений некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-либо:
А) относительные;
Б) неопределенные;
В) отрицательные.
Составьте и запишите два предложения с вопросительными местоимениями.
Карточка
Спишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните неопределенные местоимения.
В сенях что(то) стукнуло. Кто(то) впотьмах шарил руками по двери. Чьи(то) шаги послышались из-за поворота. Мне захотелось вас заставить рассказать что(нибудь). (Кое)(с)чем я не согласен. Он всегда чем(либо) увлекался.
Карточка № 4
Дайте такой ответ, чтобы в нем было отрицательное местоимение. Ответы запишите.
1) Договорился ли ты с ним о чем-нибудь? 2) Встретился ли ты в театре с кем-нибудь из знакомых? 3) Был ли кто-нибудь в комнате? 4) Чем можно заменить этот материал? 5) Чему же тут удивляться? 6) Ответил ли он на чьи-нибудь вопросы?
3. Диктант с комментированием.
Запишите предложения. Подчеркните в них местоимения. Определите разряд местоимений.
Утром, ни с кем не прощаясь, мы тронулись в путь. Мне не на кого пенять – сам виноват. Народу много, а работать некому. Что тебе особенно понравилось на выставке? Я прошу тебя передать Сереже мой привет. Ребята купили себе два футбольных мяча. Расскажи мне, что видел ты в музее.
III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста “Лютики”.
(Учебник, с. 317.)
2. Лингвистическое упражнение.
Выпишите из текста первое предложение. Подчеркните местоимения, определите их разряды. Для чего служит местоимение кто в данном предложении?
3. Устный пересказ.
Упр. 694.
4. Творческая работа на тему “Какие бывают цветы?”.
Упр. 695.
5. Чтение текста. Инсценирование.
Прочитайте текст упр. 702. Инсценируйте легенду о Нарциссе в изложении О. Уальда.
6. Перевод на русский язык.
Упр. 705.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 58-59. Записать текст диктанта (с. 320). Групповое задание: подготовить инсценировку (упр. 709).