МОРФОЛОГИЯ
СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§47 Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера
433
1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Что отражает заголовок: тему или основную мысль? Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Кто явился инициатором общения?
ДВА МАЛЬЧИКА
Время можно мерить всякими способами, например, числом прочитанных страниц.
По этому поводу у меня недавно состоялся разговор с одним мальчиком в автобусе.
– Нельзя ли, – спросил
– Боюсь, что нет, – начал я, но мальчик меня перебил.
– Понял, – радостно воскликнул он. – Это невозможно, потому что между двумя ударами не всегда будет проходить одно и то же время.
– Да, ты прав. Ведь никто не стал бы пользоваться метром, который был бы то короче, то длиннее.
Давным-давно люди стали задумываться над задачей: что всегда продолжается одно и то же время?
Одни говорили: от восхода солнца до следующего восхода всегда проходит одно и то же время – сутки. Это было правильно. Потому-то и стали
Другие решали задачу иначе. Они говорили, что вода всегда вытекает из сосуда за одно и то же время. И это верно. Но для того, чтобы водяные часы работали хорошо, нужно, чтобы отверстие не засорялось. А это практически невозможно.
Часы с гирями были проще и надежнее. Но и тут никто не мог быть уверенным, что гиря опускается равномерно.
Когда-то другой мальчик тоже искал то, что всегда продолжается одно и то же время. Это был Галилео Галилей, тот самый, который потом стал знаменитым ученым и утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Галилей заметил, что все маятники совершают свои качания за одно и то же время, если длина нитки одна и та же. Чем короче была нитка, тем меньше времени продолжалось каждое качание. Можно самим сделать такой маятник, каждое качание которого – вправо и влево – будет продолжаться ровно секунду. Для этого нитка должна быть длиной около метра.
Когда Галилей все это заметил, он понял, что нашел то. что всегда продолжается одно и то же время. Он стал думать, как бы приспособить маятник к часам, сделать так, чтобы маятник регулировал ход часов. Но построить такие часы ему не удалось.
По М. Ильину
2. Ответьте на вопросы по содержанию текста.
– Что обсуждали собеседники?
– Почему мальчик перебил рассказчика?
– С чем рассказчик сравнил измерение времени ударами ноги по полу? Какой он привел пример, чтобы доказать невозможность такого измерения времени?
– О каких часах говорил рассказчик? Как вы считаете, почему ими было неудобно пользоваться?
– Почему водяные часы также сложны в использовании?
– Чем отличаются часы с гирями?
– О каком открытии Галилея рассказал автор?
– Удалось ли Галилею построить часы?
3. К какому стилю речи относится текст? Какое, по вашему мнению, утверждение правильное?
1. Научно-популярный стиль, потому что в тексте доступно рассказывается о научных открытиях в области измерения времени.
2. Научно-популярный стиль, потому что в тексте используются общеупотребительные слова.
3. Научно-популярный стиль, потому что в тексте присутствует доказательство.
434 Изложение
1. Подготовьтесь написать изложение текста упражнения 433.
– Найдите в тексте трудные для вас слова и запишите их в тетрадь.
– Спишите слова, встав..ляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
Сг..ревшего, р..зговор, сч..лая, п..р..бил, радос..но, задумыва..ся, ч..сы, кач..ние.
– Составьте пунктуационные схемы диалогической части текста. Найдите
Сложное предложение, части которого соединены союзом потому что.
– Составьте простой план.
2. Напишите подробное изложение текста.