ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 18. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПИШЕМ ГРАМОТНО
Речедвигательная память
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте текст, выпишите выделенные существительные, объясните правописание их падежных окончаний. Образуйте формы предложного падежа, запишите их.
Масленица – один из древних народных праздников, “сырная” неделя, разделяющая в славянском народном календаре два его главных сезона – зиму и весну.
У русских начало масленицы –
Основными забавами на масленицу являлись катания с гор и на санях, игрища, кулачные бои, а также пиршества, на которых ели обрядовую пищу – блины, оладьи.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Седмица (буквально “семерка”, от слав, седмь) – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.
На еду в это время не скупились, и обилие
(По Н. Шапаровой)
Объясните значение и написание выделенных слов.
Рассмотрите репродукцию картины. Расскажите, что вы еще знаете о праздновании масленицы. Почему ее именовали “веселой”, “широкой”?
Б. Кустодиев. Масленица
– Существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода на – о, – е в форме предложного падежа пишутся с окончанием – е: (о) городе, (о) коне, (об) улье, (о) хоккее, (об) окне, (о) море.
У существительных мужского рода на – ий (гербарий) и среднего рода на – ие (здание) в предложном падеже пишется окончание – и: в гербарии, в планетарии, в здании, в санатории. Исключение: на острие.
У существительных на – ье (счастье) в предложном падеже пишется окончание – е: (о) счастье, (о) ненастье. Исключение: в забытьи.
111. Спишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения и падеж существительных. Обозначьте окончания имен существительных.
Участвовать в (соревнование), быть в (город), думать о (дом), известие о (поражение), сообщить о (прибытие) поезда, уйти в (подполье), находиться в (волнение), деревья в (иней), побывать в (планетарий).
112. От данных существительных образуйте форму предложного падежа с предлогами о (об), в или на, запишите. Составьте предложения с данными существительными в этой форме.
Дуб, гений, ветер, галерея, гостья, дичь, брошь, затишье, запястье, ложь, устье, Наталья, сияние, лось.
– Существительные женского рода, которые оканчиваются на шипящий, в именительном падеже единственного числа пишутся на конце с мягким знаком: мышь, ночь, роскошь, дичь. Существительные мужского рода с окончанием на шипящий пишутся без мягкого знака на конце: плач, мякиш, чиж, кирпич.
Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак, в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание – и: нет степи, к степи, о степи; нет мыши, к мыши, о мыши.
В родительном падеже множественного числа у существительных женского рода на – а мягкий знак не пишется: крыша – крыши – крыш, туча – тучи – туч.
113. Спишите, вставляя, где нужно, ь. Обоснуйте правильность написания данных существительных.
Считать мелоч.., увидеть мираж.., талантливый врач.., громкий плач.., серая мыш.., кирпичная печ.., у больших луж.., темная ноч.., несколько земляных куч.., золотая брош.., острый нож.., около туч.., Запорожская Сеч.., выращивать рож.., пара серебряных чаш.. .
114. Данные существительные записаны в родительном падеже. Запишите их в именительном падеже и определите род. Объясните написание мягкого знака после шипящих.
Ножа, ржи, шалаша, ночи, вещи, этажа, плаща, луча, врача, чертежа.
115. Прочитайте слова (с. 85-86). Определите в них ударение. Назовите число, падеж и склонение существительных. Какие окончания они имеют?
Существительные мужского рода
Апельсин – апельсинов
Мандарин – мандаринов
Помидор – помидоров
Лимон – лимонов
Килограмм – килограммов
Гектар – гектаров
Киргиз – киргизов
Якут – якутов
Существительные среднего рода
Место – мест
Плечо – плеч
Яблоко – яблок
Кресло – кресел
Окно – окон
Дело – дел
Зерно – зерен
Болото – болот
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
У существительных мужского рода в форме родительного падежа множественного числа обычно пишется окончание – ов, а у существительных среднего рода – используется нулевое окончание. Однако при образовании форм родительного падежа множественного числа существуют и отступления от этого правила. Их нужно запоминать. Например, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия некоторых национальностей (много армян, англичан, болгар, грузин, румын, туркмен, цыган), названия некоторых родов войск (много партизан, солдат, гусар, драгун), названия некоторых парных предметов (пара валенок, сапог, ботинок, чулок), а также существительные, которые обычно употребляются с числительными (двенадцать ампер, двести двадцать вольт, шесть аршин).
116. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание окончаний существительных.
1. На рынке мы купили пять (помидоры, лимоны и баклажаны). 2. Группа (англичане) посетила Киев. 2. Пение (цыгане) понравилось всем присутствующим. 4. Дедушка, привез из сада мешок (яблоки), ведро (абрикосы). 5. Мне надо купить пару новых (чулки). 6. В зрительном зале не было свободных (места). 7. В тесто надо положить сто (граммы) масла. 8. У ребят множество (дела).
117. В Спишите, добавляя окончания. Обозначьте их графически, объясните написание. При затруднении обратитесь к правилам (с. 82, 84, 85).
1. Обледенение происходит при выпаден.. дождя и мокрого снега, при испарен.. воды, когда температура воздуха низкая (Из журнала). 2. На другой день весть о пожар.. разнеслась по всей округе. Некоторые догадывались об истин.. и утверждали, что виновником этого ужасного бедств.. был сам Дубровский (По А Пушкину). 2. На рябин.. рассыпались снегири и всей ста.. слетели, стряхнув серебряный иней (И. Соколов-Микитов). 4. В ненаст.. маяк уходил в туманную высь. 5. Слова вновь возникали в памят.. (Ю. Нагибин).