ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОКИ 56 – 57 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
292
Послушай чтение учителя.
В пруду плавала Утка. Подбежали к пруду дети и кричат ей:
– Утка, Утка, как тебя зовут?
– Кря-кря! – отвечает Утка.
Тут лягушка из воды высунулась и спросила:
– Ква?
А за ней другая… Только и слышно: “Кря! Ква! Кря-ква!”.
– Вот и знаем теперь, как Утку зовут, – засмеялись дети, – Кряква!
По Леониду Яхнину
– Найди предложения, в конце которых стоят восклицательный и вопросительный знаки.
– Кто участвует в разговоре? Определи слова детей, утки и лягушек. Подготовься читать текст в лицах.
293
Прочитай.
От щенка удрать я смог в лопухи за грядки. Поищи меня, щенок, поиграем в прятки!
Сергей Погореловский
Из скольких предложений состоит текст? К кому обращается мальчик?
Запомни!
Если мы к кому-то обращаемся, то называем его: Здравствуй, Оля! Спасибо, бабушка! Поторопись, Коля, ребята тебя ждут. Выделенные слова – обращения.
На письме обращения выделяют запятыми.
294
Прочитай.
1. Сережа, не шуми, пожалуйста. 2. Сережа, не шуми! 3. Принеси
– В чем разница между смыслом первого и второго предложения? Когда мама может выразить свою просьбу так, как в первом предложении? Когда так, как во втором?
– Запиши предложения так, чтобы на месте обращения было твое имя.
Обрати внимание!
Составляя предложения, ты можешь о чем-то сообщить, спросить или высказать просьбу, пожелание, требование.
295
Прочитай текст.
Мама и папа – самые надежные твои друзья. А друзей надо беречь, заботиться о них. Поэтому, пожалуйста, сам мой посуду после еды. Помогай бабушке
И дедушке одеться, раздеться, обуться и разуться. В транспорте не спеши скорее сесть сам. Усади на свободное место старших. Старайся не ссориться со своими сестрами и братьями. Будь, пожалуйста, ласков со своими близкими. Будь внимателен ко всем окружающим!
По Людмиле Васильевой-Гангнус
– С какими просьбами обращается к тебе автор текста? Кто еще может тебя об этом попросить?
– Спиши два первых и два последних предложения текста.
– Обсудите с соседом по парте, как вы заботитесь о своих близких.
296
Рассмотри рисунки к знакомым сказкам. Эпизод одной
– из них запиши тремя предложениями.
297
Прочитай предложения в левом и правом столбиках.
Я люблю читать.
Это ты написал?
Помоги мне.
Я люблю читать!
Это ты написал?!
Помоги мне!
– В какой строке предложения содержат сообщения, в какой – просьбу, а в какой – вопрос? Чем различаются предложения одной строки? Сделай вывод о том, какими по интонации могут быть предложения.
Запомни!
Предложения по интонации могут быть восклицательными. В конце таких предложений ставится восклицательный знак.
В конце вопросительных предложений, восклицательных по интонации, ставятся два знака: вопросительный и восклицательный.
298
Прочитай отрывок из стихотворения.
У нас приготовлено
Все для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко
Пережить холода.
Елена Благинина
– Найди и правильно прочитай восклицательные предложения. В каком предложении текста содержится вопрос? Ответь на него словами текста.
299
По рисунку из упр. 298 составь и запиши два предложения, как ты помогаешь птицам зимой.
300
Помоги Незнайке собрать текст. Озаглавь и запиши его.
1. Помоги птицам. 2. Холод им не страшен. 3. Сделай кормушку и корми их каждый день. 4. Но они могут погибнуть от голода. 5. Многие птицы остаются у нас зимовать.
Прочитай текст. Найди предложения, в которых выражается просьба. Какие слова помогают ее выразить?
301
Прочитай. Из каких сказок эти предложения? Рисунки помогут тебе ответить на этот вопрос.
1. Приезжайте, доктор, в Африку скорей, и спасите, доктор, наших малышей! 2. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу! 3. Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Корней Чуковский
– Что выражается в предложениях – просьба, пожелание, требование или совет? Какие они по интонации?
– Спиши предложения. Обращения подчеркни.
– К каким из выделенных слов подходят звуковые схемы?