ЯЗЫК
МЕСТОИМЕНИЕ
§ 42-43. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
– Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают, какому лицу принадлежит предмет:
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение (Б. Спиноза).
Местоимение мой указывает, что предмет принадлежит самому говорящему.
Местоимение твой – на принадлежность предмета собеседнику.
Местоимения наш, ваш указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам.
Местоимение
Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные, по падежам, числам и родам.
В предложении притяжательные местоимения являются определениями.
275. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните местоимения. Определите их разряд.
1. Своя ноша не тянет. 2. Своя земля и в горсти мила. 3. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло. 4. Свои люди – сочтемся. 5. Всякой матери свое дитя мило. 6. Всякая сосна своему бору шумит. 7. За край свой насмерть стой. 8. Всякому
276. I. Прочитайте фразеологизмы и объясните их значение.
Жить в свое удовольствие, знать свое место, расставить все по своим местам, хозяин своего слова, смотреть со своей колокольни, не видеть дальше своего носа, садиться не в свои сани, стоять на своем, не видать как своих ушей, и нашим и вашим.
II. Спишите данные выражения, подчеркните притяжательные местоимения, определите их род, число и падеж.
Для обозначения принадлежности могут употребляться личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа его, ее, их.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
(А. Пушкин)
Притяжательное местоимение его (лошадка) указывает, что лошадка принадлежит крестьянину (лошадка (чья?) – его, крестьянина).
277. I. Выпишите сначала словосочетания, в состав которых входят личные местоимения его, ее, их, затем – словосочетания, в состав которых входят эти местоимения в притяжательном значении.
Хвалили их, их работа, пригласил его, его приглашение, ее встретили, ее успехи, его благодарили, его благодарность, ее знают, ее знания, их радуют, их радость.
II. Со словами какой части речи употребляются притяжательные местоимения?
278. Распространите данные словосочетания подходящими по смыслу прилагательными. Притяжательные местоимения подчеркните.
Ее портфель, его сестра, их класс, его родители, их концерт, его подвиг, ее сочинение, их праздник, ее песня.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Прочитайте и сравните употребление притяжательного местоимения их в русском и украинском языках.
Падеж | По-русски | По-украински |
И. | Их дом | Їхній дім |
Р. | У их дома | Біля їхнього дому |
Д. | К их дому | До їхнього дому |
В. | В их дом | В їхній дім |
Тв. | С их домом | 3 їхнім домом |
Пр. | В их доме | У їхньому домі |
279. Переведите предложения на русский язык. С каким местоимением в русском языке соотносится украинское местоимение їхній?
1. їхня яблуня восени порадувала багатим урожаєм. 2. Класна кімната, оформлена їхніми руками, радувала очі. 3. Про їхню екскурсію багато розповідали у школі. 4. їхні досягнення в навчанні порадували батьків.
– Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько, сей) служат для выделения среди других ка – кого-либо определенного предмета, признака, количества:
Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей (А. Фет).
Местоимения тот, этот, такой, сей изменяются, как прилагательные, по падежам, родам и числам.
Местоимение таков изменяется, как краткое прилагательное, по числам и родам.
Местоимение столько изменяется только по падежам. Указательные местоимения могут быть разными членами предложения.
280. I. Прочитайте стихотворение. Назовите указательное местоимение. От чего зависит род указательного местоимения?
Выпишите из текста все формы местоимения ЭТОТ. Сколько слов вы выписали? Почему?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна…
Эта дробь и эти трели,
Это все весна.
(А. Фет)
Д. Левин Утро в Лермонтово
II. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. При чтении выделяйте голосом существительные, обозначающие признаки весны. Как поэту удается показать, что названные им признаки весны всем хорошо известны?
III. Рассмотрите репродукцию картины Д. Левина (с. 183). Составьте по ней четыре-пять предложений, используя указательные местоимения.
281. I. Спишите пословицы, вставив на месте пропусков нужное указательное местоимение.
1. Не ошибается…, кто ничего не делает. 2. Что посеешь, … и пожнешь. 3. Каков мастер, … и дело. 4. Кто первый в труде, … слава везде. 5. Чего себе не хочешь,… и другому не пожелай.
II. Подчеркните местоимения, определите их разряд.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Вы, конечно, слышали такие выражения: ни то ни се, ни с того ни с сего, сию минуту, на сей счет, оный господин. В них употреблены не очень известные слова: се, сей, оный. Это устаревшие формы указательных местоимений, которые употреблялись в древнерусском и старославянском языках: сей, сея, сие (этот, эта, это) и оный, оная, оное (тот, та, то). Со временем эти местоимения вышли из употребления, но сохранились в некоторых устойчивых сочетаниях слов и крылатых выражениях: сильные мира сего, от сих до сих, во время оно и др. Формы от древнерусского указательного местоимения сей, сия, сие обнаруживаются в наречиях сегодня, сейчас и прилагательном сиюминутный.
282. I. Рассмотрите склонение местоимения столько. Обратите внимание на то, что местоимение столько, как и количественные числительные, в именительном и винительном падежах требует от существительного родительного падежа. В остальных падежах согласуется с именами существительными.
И. | Столько гривен | Столько пассажиров |
Р. | Стольких гривен | Стольких пассажиров |
Д. | Стольким гривнам | Стольким пассажирам |
В. | Столько гривен | Столько пассажиров |
Тв. | Столькими гривнами | Столькими пассажирами |
Пр. (о) стольких гривнах | (о) стольких пассажирах |
II. Прочитайте склонение местоимения вслух. Обратите внимание на то, что ударение в слове столько фиксированное и всегда падает на первый слог.
III. Составьте словосочетания “указательное местоимение столько в В. п. + существительное” со словами апельсины, носки, песни, помидоры, солдаты.
283. Прочитайте вслух, заменяя числа словами и вместо точек вставляя местоимение столько в нужной форме.
1. В группе английского языка занимается 16 учеников, … же учеников занимается в группе немецкого языка. 2. Прибыл микроавтобус с 6 пассажирами, через час ожидается другой со… же пассажирами. 3. Выдали книги 12 школьникам, … же выдали и рабочие тетради. 4. Песок привезли на 8 грузовиках, на… же привезли и глину. 5. На правой стороне улицы построили 4 дома, … же будет построено и на левой.
284. I. Прочитайте словосочетания. Укажите, с каким указательным местоимением употребляется предлог о, а с каким об. Почему? Употребление каких украинских предлогов регулируется аналогичным правилом?
Об этой книге о той истории
Об этом событии о том вечере
Об этих днях о тех событиях
II. Спишите, употребив нужный предлог.
(О, об) этой песне, (о, об) том человеке, (о, об) этом здании, (о, об) этих журналах, (о, об) тех годах, (о, об) той сказке.
285. I. Замените данные конструкции синонимичными с указательным местоимением тот.
В прошлом году; в один прекрасный вечер; в летнюю пору; в один осенний день; в прошлый раз; на противоположный берег.
II. Составьте словосочетания с существительными час, день, месяц, год, десятилетие, четверг, время, неделя и указательными местоимениями тот, этот в предложном падеже.
– Определительные местоимения (весь, всякий, каждый, любой, самый, сам, иной, другой) указывают на признак предмета: Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления (Р. Бах).
Местоимения каждый, любой, самый, всякий указывают на один предмет из ряда однородных.
Местоимения весь, всякий определяют предмет как нечто нераздельное.
Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который производит действие.
Местоимение самый обозначает высшую степень признака, служит для образования превосходной степени прилагательных.
Местоимения иной, другой указывают, что предмет не этот, не данный, не такой.
Определительные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.
В предложении определительные местоимения являются определениями, местоимение сам может выступать в роли подлежащего и дополнения.
286. I. Прочитайте отрывок из стихотворения “Эхо”. Укажите определительное местоимение вместе с тем словом, от которого оно зависит. Определите грамматические признаки, синтаксическую роль этого местоимения. С какой частью речи оно согласуется?
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А. Пушкин)
II. Сделайте морфологический разбор остальных местоимений.
III. Сделайте фонетический разбор слов рог, вдруг.
287. I. Спишите народные крылатые выражения. Подчеркните определительные местоимения. Укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль.
1. В каждой шутке есть доля правды. 2. Порядок – душа всякого дела. 3. Мало самому знать, надо другим передать. 4. Сам пропадай, а товарища выручай. 5. Один за всех, все за одного.
II. Устно раскройте смысл одного из выражений.
– Местоимение сам имеет в русском языке значение – “лично, самостоятельно, без посторонней помощи”.
288. Спишите, вставляя или местоимение сам – сама – сами, или числительное один – одна – одни в зависимости от смысла предложения.
1. На лугу цвели… незабудки. 2. Я… занимал целое купе вагона. 3. Дети… смастерили большой макет дома. 4. Ученики… решили пойти в поход. 5. В библиотеке были… художественные книги. 6. Я не боюсь… возвращаться вечером с тренировки. 7. Я… связала свитер.
289. I. Прочитайте. Укажите определительное местоимение, выпишите его формы, определите их грамматические значения.
Кипрей
Среди растений-медоносов широко известен цветок под названием кипрей. Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считался сорной травой. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей рядом с молодыми сосенками. Они считали, что кипрей отнимает свет и влагу у сосен. Но вскоре заметили, что молодые сосенки без кипрея не могут бороться с холодом. Они погибают от утренних заморозков. Лесники заметили, что вокруг кипрея нет инея и воздух теплый. Этот цветок выделяет из себя теплоту. В этой теплоте растут без страха перед заморозками все слабые растения до снежной зимы. А зимой они хорошо чувствуют себя под снегом. Иногда в сильный мороз у кипрея отмерзает вся верхушка. Но он все равно живет и дышит теплотой. Это сторож и защитник слабых растений.
(По К. Паустовскому)
II. Найдите указательное местоимение, выпишите его формы, определите их грамматические значения.
III. Выпишите все остальные местоимения, определите их разряд и грамматические признаки.
290. I. По толкованию лексического значения узнайте слово и запишите. Найдите и подчеркните в составе каждого слова часть, представляющую собой определительное местоимение.
1. Общий для всего народа, принадлежащий всему народу. 2. Распространяющийся на весь мир, относящийся ко всем странам. 3. Относящийся ко всем, распространяющийся на все. 4. Всякий, какой можно себе представить, самый разнообразный.
5. Критика недостатков собственной работы. 6. Обслуживание себя собственными силами. 7. Состояние духовных и физических сил человека. 8. Уважение к самому себе.
Для справок: всенародный, всемирный, всеобщий, всевозможный, самокритика, самообслуживание, самочувствие, самоуважение.
II. С записанными прилагательными составьте словосочетания “существительное + прилагательное”, а с существительными – предложения.
291. I. Спишите фразеологизмы. Устно объясните их значение. Подчеркните определительные местоимения, укажите их род, число и падеж.
Каждый встречный, на каждом шагу, всем сердцем, во все глаза, во все горло, во все лопатки, все шишки валятся, мастер на все руки, на все лады, от всей души, со всего плеча, всеми силами, со всех ног, от всего сердца, сам не свой, все или ничего.
II. Сделайте морфологический разбор местоимений из выражений каждый встречный, всеми силами.
292. І. Прочитайте басню. Определите ее тему и основную мысль. Выпишите местоимения по разрядам в таком порядке: определительные, притяжательные, указательные, неопределенные, личные. Укажите их грамматические признаки.
Муха и Пчела
Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала –
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
“Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. –
Я угощу тебя! Там – в доме, на столе –
Такие сладости остались после чая!
На скатерти – варенье, в блюдцах – мед.
И все – за так! Все даром лезет в рот!”
” Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела.
“Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
(С. Михалков)
II. Укажите просторечное слово. Определите, с какой целью автор вводит его в художественный текст.
III. Подготовьте выразительное чтение басни.
IV. Кратко перескажите басню.
ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННОЕ
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Сделайте их морфологический разбор. Определите цель использования местоимений в тексте.
Руки человека, подчиняясь его воле и разуму, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться высокие горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили полноводные реки.
(Л. Кассиль)
2. Определите, от каких местоимений образованы формы некем, неким, никем.
3.І. Прочитайте шуточный рассказ. Выпишите выделенные местоимения и определите их разряд.
Четыре сказочника
Один сказочник рассказывает: “В некотором царстве, некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?”
А второй и говорит: “Это было не так. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?”
Третий уточняет: “Ничего-то я не понял! В каком царстве, в каком государстве кто жил? По какой дороге пошел он однажды, что нашел, кого встретил, что отдал? А что у него осталось? “
Четвертый посмеялся и сказал: “Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил. Никто не шел ни по какой дороге, никого не встречал, ничего никому не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого чего осталось. И спорить тут не о ком и не о чем”.
II. Выпишите из текста все остальные (невыделенные) местоимения. Определите их разряд.
III. Объясните написание выделенных местоимений из рассказа четвертого сказочника.
4. Укажите в пословицах местоимения, определите их разряд, объясните написание.
1. Кто ничего не делает, тому всегда некогда. 2. Дружба и братство дороже всякого богатства. 3. С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
5. Запишите слова в два столбика: в первый – те, которые, по вашему мнению, положительно характеризуют человека, во второй – те, которые характеризуют отрицательно.
Найдите и подчеркните в составе каждого слова часть, представляющую местоимение. Определите разряд местоимений.
Самокритичный, себялюбивый, самостоятельный, всесторонне развитый, ничтожество, самонадеянный, якалка.
6. Прочитайте текст. Выпишите местоимения. Сделайте их морфологический разбор.
Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хороши были сыновья, но не хотели они братьями друг друга признавать. Ничего схожего между собой не находили.
Говорит один брат: “Я могу своим братом назвать только лебяжий пух”. А другой сообщает: “А мой брат стекло. Я на него похож” . “А я белому дыму брат”, – молвит третий.
Четвертый брат сказал: “А я ни на кого не похожу. Некого мне братцем назвать. Только одни слезы “.
Так и спорят белый снег, синий лед, густой туман и частый дождь. Сами братья друг друга не признают, а воду родной матерью называют.
(По Е. Пермяку)
7. Замените данные выражения синонимичными фразеологическими оборотами, в состав которых входят местоимения.
От безделья, нечто неопределенное, хитрый человек, читать не вслух, смотреть удивленно, искусный мастер, потерять самообладание, быстро двигаться к цели, чувствовать себя неловко.
Для справок: себе на уме, на все руки мастер, не в своей тарелке, смотреть во все глаза, нестись на всех парусах, выйти из себя, от нечего делать, про себя, ни то ни се.
8. Запишите фразеологизмы, которые состоят только из местоимений.
9. Спишите текст. Подчеркните местоимения, укажите их разряд, грамматические признаки и синтаксическую роль. Определите, с какой целью автор использует местоимения.
С березы медленно слетал вниз желтый листик. Как он мог в тишине стронуться с места? Нет, не сам собой сдвинулся листок. Это паук, спускаясь вниз, сделал листок своим парашютом…
(По М. Пришвину)