УРОК № 15
Тема. Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое
Цель: познакомить учащихся с разными видами сказуемого; способами его выражения; развивать у них умение находить сказуемое в предложении и составлять предложения с разными видами сказуемого, воспитывать у детей интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят в предложении сказуемое; объясняют способ его выражения; составляют предложения с разными видами сказуемого.
Оборудование: учебник, дидактический материал, таблица.
Тип
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните предложения, сделайте вывод.
На второй день щегол запел. – На второй день щегол начал петь.
Катя болела целый месяц. – Катя была больна целый месяц.
Вывод: Сказуемые запел и начал петь, болела и была больна при всей близости их лексических значений (их можно назвать синонимическими) отличаются строением. Первые сказуемые состоят из одного
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
В построении предложения важную роль играет сказуемое. Сказуемое имеет лексическое и грамматическое значения. Эти значения могут быть выражены одним словом или несколькими словами.
В предложении Лодка плывет по озеру сказуемое имеет лексическое значение (передвигается по воде) и грамматическое (действие совершается на самом деле в данный момент; плывет – глагол, в изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед. ч.). Оба эти значения совмещены в одном слове. Это простое глагольное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено и двумя словами, если они представляют собой одну форму глагола: Лодка будет плыть по озеру – форма будущего времени; Лодка плыла бы по озеру – форма условного наклонения.
Также простым глагольным является сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом: Он долго водил меня за нос, но я все же вывел его на чистую воду.
В предложениях Мы начали готовиться к соревнованиям и Семенов был врач лексическое и грамматическое значения сказуемого находятся в разных словах. Такое сказуемое называется составным. Различают составное глагольное и составное именное сказуемое.
– Работа с таблицей.
(Учащиеся заполняют таблицу своими примерами.)
Сказуемое | ||
Структура простого глагольного сказуемого | Структура составного сказуемого | |
Глагольного | Именного | |
1. Глагол в одном из наклонений. 2. Фразеологизм (заменяется одним словом: одержать победу – победить) | 1. Модальное слово (глагол или прилагательное в краткой форме: могу, хочу, рад) + инфинитив. 2. Фазовый глагол (начал, продолжил, закончил) + инфинитив | Глагол-связка (быть, казаться, являться и др.) + именная часть (существительное, прилагательное, числительное, причастие, наречие, словосочетание) |
Примеры: | Примеры: | Примеры: |
– Тренировочные упражнения.
1. Из данных предложений выпишите основы. Пользуясь таблицей, определите вид сказуемого и способ его выражения.
Мальчик с трудом дотянулся до книжной полки. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. От сильного ветра стали гнуться ветки деревьев. Он будет со мной дружить всегда. Он будет у нас завтра. Это упражнение только кажется легким. В комнате делается душно. Задача остается нерешенной. Он является участником соревнований.
2. Определите лексическое и грамматическое значения сказуемых. Мы слушали лекцию. Сегодня будем слушать интересную лекцию. Мы готовы слушать лекцию. Мы будем слушателями лектория.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Замените простые глагольные сказуемые составными.
Образец: Девочка заплакала. – Девочка начала плакать.
Моряк уедет в Севастополь. Поезд прибудет в час дня. Людмила встретилась со старым другом. Архитектор закончит проект к Новому году.
2. Переделайте предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.
Образец: Улица опустела. – Улица стала пустынной.
Мальчик быстро взрослеет. Небо темнеет. Чашку разбили. Мы потеряли ключи от квартиры.
3. Запишите предложения, выбирая из стоящих в скобках глаголов нормативный вариант. Подчеркните сказуемое, укажите, чем оно выражено.
Юный фотограф аккуратно (кладет, ложит) отпечатанные снимки. Вы на следующей остановке (сходите, выходите)? С утра (брызгает, брызжет) надоедливый дождик.
К вечеру туристы (пришли, притопали) на базу.
4. Составьте предложения, в которых данные глаголы выступали бы в роли простых глагольных сказуемых и вспомогательных глаголов в структуре составных глагольных сказуемых.
Образец: Начать. Учитель начал урок. Ученики начали решать задачу.
Мочь. Стремиться. Стараться. Продолжать.
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] – 66 (устно).
[2] – 125 (письменно).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 68 (письменно); [2] – 137 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Проблемный вопрос.
– Может ли простое глагольное сказуемое выражаться двумя словами? Приведите примеры.