Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

УРОК № 32

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение

к одноклассникам.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.

Т. Рузвельт

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Если вы удачно выб..рете труд и влож..те

в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)

Карточка № 2

Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творчість)

Карточка № 3

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)

2. Проверка домашнего задания.

3. Лингвистическое конструирование (работа в парах).

– Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.

1) Если бы не мороз, …

2) Кабы на цветы да не морозы,…

3) Хоть себе досадить, …

4) Если счастье убегает, …

5) Когда ем, …

6) Хоть в лесной избушке, …

А) …то обратно не вернется.

Б) …да с любимым быть.

В) …то овес бы до неба дорос.

Г) …тогда глух и нем.

Д) …зимой бы цветы расцветали.

Е) …а недруга победить.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.

Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.

Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором – после них.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Коллективная работа.

– Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.

1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.

3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

4) Ученик делал точно так как учил его мастер.

3. Творческое конструирование (работа в парах).

– С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.

Образец:

Словосочетание – надо заниматься систематически. Предложение – Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.

Надо писать аккуратно; надо читать художественную литературу; необходимо пользоваться словарем; надо четко организовать свое время; надо несколько раз переписать сочинение.

4. Творческое задание “Советчики” (работа в парах).

– Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Игра “Незаконченное предложение”.

– Закончите предложения, записанные на доске.

– Придаточные предложения цели указывают на…

– Придаточные предложения цели отвечают на вопросы…

– Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами…

– Придаточное цели может стоять…

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели - Плани-конспекти уроків по російській мові


Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели