СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 18
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Подчинительные союзы и союзные слова в русском и украинском языках
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить узнавать определительные придаточные, правильно использовать в них союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Оборудование: учебник, раздаточный
ХОД УРОКА
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаем говорить хорошо.
Вольтер
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(2-3 учащихся чертят на доске схемы составленных дома предложений.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие виды придаточных предложений вы знаете?
2) Как соотносятся виды придаточных предложений со второстепенными членами предложения?
3) В каких сложноподчиненных предложениях могут быть указательные
4) Какие придаточные предложения прикрепляются к главному союзными словами, какие – подчинительными союзами, а какие – и подчинительными союзами и союзными словами?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену в главном предложении, который выражен существительным или другим словом, употребленным в значении существительного.
Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба (какого неба?), по которому двигались перистые облачка.
Придаточные предложения прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.
Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляют указательное слово.
Мы идем по тем дорожкам, где не кошена трава. Придаточные определительные, относящиеся к существительному, всегда стоят после него.
Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер.
К определительным придаточным близки местоименно-определительные придаточные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, который, каждый, весь и др., употребленным в значении существительного. Они отвечают на вопрос кто именно? что именно?
Лидер – это тот (кто именно?), кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение общих задач.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
– Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите главные предложения и придаточные определительные, назовите слова, к которым они относятся, и союзные средства.
1) Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
2) Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек.
3) В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.
4) Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала песня.
5) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои замечательные сказки.
– Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
3. Лингвистическое конструирование.
– К выделенным словам допишите придаточные определительные, выбрав нужную форму союзного слова который; расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы.
1) Я с интересом читал газеты (присылали из Англии).
2) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).
3) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись).
4) У стадиона в этот день было особенно оживленно (подъезжали участники соревнований).
4. Лингвистическое моделирование.
– Перепишите примеры, заменяя союзное слово который союзными словами где, куда, откуда и расставляя запятые; укажите, какими членами предложения являются союзные слова.
1) Аэродром на котором пр..землился самолет был в(полу)часе езды от центра города.
2) Село из которого мы выехали скоро скрылось из(вида).
3) Лес в который дачники ходили за грибами был совсем недалеко.
– Приведите свои примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
5. Самостоятельная работа.
– Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; расставьте знаки препинания.
Леса это исполинские лаборатории которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов тот вспомнит конечно удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы охватывающее нас как только мы попадаем в леса из душных городских домов. Невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов. В тех местах где уничтожены леса земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов.
(По К. Паустовскому)
6. Перевод текста с украинского языка на русский.
– Переведите предложения на русский язык, расставляя знаки препинания; обратите особое внимание на перевод союзных слов на русский язык.
1) Тим часом Хмельницький зберігав рівновагу і спокій які не давали змоги згадати майбутні наміри гетьмана.
2) В усьому тілі почувалася така кволість така втома яка буває хіба що після важкої хвороби.
3) І зараз Василь знову став спритним і моторним юнаком яким він був раніше.
4) Мар’янівка розкинулася на двох сугробах посеред котрих у долині між густими вербами лежав ставок.
5) Замок графа був розташований за кілометр від містечка на високій скелі яка самотньо височіла біля ущелини як вартовий що охороняє вихід у долину.
6) Крізь розбиті шибки вікон виднілися крони дубів осик берез на якіх вигравало проміння сонця що вже схилялося до обрію.
7) Вся сторона що від сонця горіла рожевим світом.
8) Сосни немов розступилися і обгорнули поляну свіжу похмуру куди як на ложе спадали сині роси.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие вы знаете виды придаточных предложений?
2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
3) К какому слову в главном предложении они относятся?
4) Чем прикрепляются определительные придаточные?
5) Укажите место придаточного определительного по отношению к главному.
6) Есть разница при переводе союзных слов (какой, который) на украинский язык?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы описание героя или местности, которое содержало бы сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.