Цель: углублять знания учащихся о составе слова, дать понятие об однокоренных словах; совершенствовать навыки определения значимых частей слова, различать слова с корнями, одинаковыми по написанию и звучанию, но разными по значению; воспитывать внимание к слову.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Какие слова называются однокоренными? Отличаются ли однокоренные слова от формы слова? Умеем ли мы быть внимательными к слову? Об этом поговорим сегодня
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 265. Отработка навыков русского литературного произношения. Выполнение языкового задания.
Дополнительное задание: выразительно прочитайте стихотворение.
Висит сосулька – чистый лед.
Никто сосульку не сосет.
А леденцы – не изо льда,
И в рот их можно взять всегда.
Пора назвать нам, наконец,
Сосулькой сладкий леденец.
Тогда сосульку ледяную
Мы тоже переименуем.
И пусть вдоль крыш и над крыльцом
Повиснет много леденцов,
А в магазинах для ребят
Сосульки будут нарасхват1.
Е. Измайлов
Найдите
4. Работа с правилом (с. 109). Усвоение понятий корень слова; родственные, или однокоренные, слова.
5. Задание на выбор: упр. 266. Подбор однокоренных слов, обозначение в них корня.
6. Работа с текстом: упр. 267.
Чтение текста учащимися.
Беседа по содержанию текста.
Выполнение грамматических заданий.
7. Выполнение упр. 268. Закрепление навыка выделения корня в слове.
8. Языковая задача: упр. 269. Различение родственных и близких по значению слов.
9. “Петрушкины забавы”: отработка навыка различать слова с корнями, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.
Дайте ответы на каверзные2 вопросы. Укажите слова с одинаковыми по звучанию и написанию корнями. Являются ли эти корни одинаковыми по значению?
1. Почему не шипит шиповник? 2. О чем горюет гора? 3. С кем не водится водица? 4. В какой ложке ложь? 5. Как рисовать рисом? 6. Куда окунули окуня? 7. Разве у каждой из столиц – сто лиц?
III. Коррекционно-оценочный этап.
10. Обобщение и систематизация изученного: упр. 270.
11. Пояснение домашнего задания: упр. 271.
12. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.
__________________________________
1 Быть нарасхва? т – здесь: пользоваться большим спросом.
2 Ка? верзный – трудно разрешимый, запутанный.