Урок 66. СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ
Совершенствуем умение составлять диалоги
420. Прочитай пословицу и поясни ее смысл.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Запиши высказывание по памяти.
421. Прочитай текст. О чем в нем идет речь?
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала,
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Е. Пермяк
· В каком предложении содержится основная мысль текста?
· Как ты понимаешь выражение не совать нос куда не надо? Какие еще фразеологизмы со словом нос ты знаешь?
· Прочитайте текст в лицах.
422. Прочитай. На какие вопросы малыша-почемучки собеседник дает шуточные ответы? Как ты думаешь, почему?
– Почему колючий еж так на елочку похож?
– Потому, что еж иголки одолжил у нашей елки.
– Почему за белкой хвост
– Для того, чтоб белка эта полетела, как ракета.
– Почему повсюду крот роет свой подземный ход?
– Знать, на свете для крота всего милее темнота.
– Почему же у бобров нет ни пил, ни топоров?
– Не нужны им топоры, зубы у бобров остры.
– Почему лишь носорог на носу растит свой рог?
– Чтобы, нос украсив рогом, называться носорогом.
А. Власов
Рассмотри рисунки (с. 168). Как ты думаешь, удалось ли художнику передать шутливое настроение стихотворения?
423. Задание на выбор. Выберите тему и составьте диалог (четыре-пять реплик) с чередованием реплик “вопрос – ответ” или “вопрос – ответ, встречный вопрос – ответ”. Используйте выражения из справки.
A. “Дикие и домашние животные”.
Б. “Живая и неживая природа”.
B. “Влияние на здоровье человека правильного образа жизни”.
С п р а в к а. Очень интересно. А я и не думал, что… Расскажи подробнее. Разве это возможно? Как ты считаешь.. ?
424. Оцените диалоги, составленные одноклассниками, по данному плану.
План оценивания составленного диалога
1. Содержание диалога, знание собеседником темы или проблемы, которая обсуждается.
2. Правильное употребление слов и выражений, выбор интонации.
3. Поведение собеседников, уместное использование мимики, жестов.
4. Соблюдение речевого этикета.
425. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока.
Б. Почему при составлении диалога важно владеть сведениями по обсуждаемой теме или проблеме?
426. Представь себе ситуацию: твой младший брат или твоя
Младшая сестра так же любопытны, как почемучка из стихотворения упр. 422. Составь и запиши похожий диалог (четыре – пять реплик) с ребенком-почемучкой. Подбери такие вопросы, на которые ты можешь дать правильный краткий ответ.