Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

УРОК № 6

Тема. Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Цель: научить школьников определять типы подчинительной связи в словосочетании; развивать у них умение использовать в речи синонимические словосочетания; воспитывать доброту.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют тип синтаксической связи, составляют синонимичные словосочетания; правильно используют их в речи.

Оборудование: учебник, схема, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход

урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Работа по карточкам*.

КАРТОЧКА 1

Замените, где это возможно, сочетания “сущ. + прилаг.” сочетаниями “сущ. + сущ.”.

Военная служба, речная вода, парусная лодка, охотничьи рассказы, дворовая собака, кухонная посуда, читальный зал, часовая цепочка, народный праздник, приморские страны.

Для справок: не заменяются сочетания военная служба, дворовая собака, читальный зал.

КАРТОЧКА 2

Образуйте словосочетания, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите вид словосочетания

по способу выражения главного слова.

Гарантировать (доставка продуктов), тормозить (работа), реагировать (замечание), привести (сознание), поделиться (впечатление), коснуться (вопрос).

– Творческое задание.

Раскройте скобки, выберите стилистически верный вариант.

Больной жаловался то на боль в сердце, то на (боль в голове – головную боль). Анальгин применяется как средство против (боли в голове – головной боли). Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц – птичье пение). Для работы наиболее продуктивны (утренние часы – часы утра). На огромном пространстве раскинулись (степи без воды – безводные степи). До появления электричества на (улицах города – городских улицах) использовалось газовое освещение.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

В каком из столбиков допущены речевые ошибки в построении словосочетаний? Почему они возникли?

Уверенность в победу уверенность в победе

Убежден в силы героя убежден в силе героя

Оплатить за покупку оплатить покупку

Описать о природе родного края описать природу родного края

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 23.

[2] – с. 22; с. 26; с. 28.

– Ознакомление со схемой.

 Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в три столбика: I – с согласованием, II – с управлением; III – с примыканием.

Верный друг, верно решить, вера в команду, мой друг, бодрым голосом, судьбы ребят, выступить на сцене, сохраню навсегда, успешное выступление, работать слаженно, заведовать отделом, отдать приказ.

– Творческий диктант.

Составьте и запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинительной связи.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (крольч..нок), (горяч..) спорить, ноч..вка в (лес), (хорош..) отдохнуть, новое ш..ссе, (вооруж..ный) отряды, поч..т (герои).

– Работа с учебником.

1. Подберите к данным словосочетаниям синонимичные. Изменился ли при этом вид подчинительной связи?

[1] – упр. 28 (устно).

[2] – упр. 60 (письменно).

2. Из данных слов составьте словосочетания. Укажите падеж зависимых слов.

[1] – Рубрика “Учимся наблюдать и анализировать” с. 27.

[2] – упр. 57 (письменно).

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

– Работа с учебником.

1. Выполнение упражнений.

[1] – 36 (письменно).

[2] – 71 (I) (письменно).

2. Вопрос учащимся.

[1] – Почему автор просит прощения у мамы? (Осознал, раскаялся.)

[2] – Чем грозит отсутствие раскаяния героев рассказа?

3. Озаглавьте текст так, чтобы он отражал основную его мысль.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 25 (письменно); [2] – 55 (выписать из текста по 3-4 примера словосочетаний с разными видами подчинительной связи).

– Задание учащимся.

Продолжите предложение: “Самое важное, что я понял сегодня на уроке…”

______________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособиями: 1. Говердовская И. Б. Русский язык. 8 класс: Вставь букву. – Харьков: Веста: Издательство “Ранок”; 2. Зима О. В. Русский язык. 8 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. – Харьков: Веста: Издательство “Ранок”; 3. Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс – контроль. – Харьков: Издательство “Ранок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,00 out of 5)


Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) - Плани-конспекти уроків по російській мові


Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)