МОРФОЛОГИЯ
ТЕКСТ
§50-51 Структура текста
442
Ознакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Какая информация была вам известна, а какая является для вас новой?
Каждый текст имеет свою структуру. Структура текста определяется его содержанием, авторским замыслом. Составные части текста располагаются так, чтобы наилучшим образом раскрыть основную мысль. Все части текста зависят друг от друга, они связаны между собой ключевыми словами.
Структурные составляющие текста
Название | Содержание |
1. | Вводится тема, ставится проблема |
2. Основная часть | Раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решается проблема |
3. Заключение | Формулируются выводы, подводится итог мысли |
443
1. Прочитайте текст. Расположите части текста в правильной последовательности. Что помогло вам определить, какая часть является вступлением, какая – основной частью, а какая – заключением?
2. Прочитайте восстановленный текст. Определите его тему и основную мысль.
1. Любой букашке может потребоваться
2. Не подумайте, что низшие животные не способны обучаться или учиться им ни к чему. Когда наступает лето, оса бембекс где-нибудь на голой, лишенной растительности поляне роет в сыпучем песке глубокую норку. Сооружать ее и заботиться о детях осу никто не учит. Все эти программы поведения заложены в ее мозгу от рождения. Одного только там нет и быть не может: сведений о местоположении вырытой норки. Оса сама должна запомнить место, где она соорудила жилье для своих детей, и выучить дорогу к нему.
3. Мир животных, с человеческой точки зрения, устроен удивительно. Все низшие существа – медузы, черви, насекомые, раки и даже рыбы, лягушки, крокодилы – рождаются на свет с готовыми знаниями, необходимыми им в жизни. Они передаются по наследству так же, как размер и форма тела, цвет шерсти или рисунок на крыльях. В мозгу насекомых заложены десятки сложнейших программ поведения. Пчелу никто не учит находить цветущие растения, собирать нектар и пыльцу и т. д. Все эти знания и умения закодированы в клетках ее нервной системы.
Б. Сергеев
444
1. Прочитайте текст и определите его тему. Озаглавьте текст.
2. Определите, какие признаки текста в нем проявляются. Почему текст необходимо делить на абзацы?
3. Укажите в тексте вступление, основную часть и заключение. Обоснуйте свое мнение. Сколько подтем содержит основная часть? Почему подтемы даны именно в такой последовательности?
Вокруг нас множество ярких красок. Но мир ярок и красочен только днем, в сумерках все предметы становятся одинаково серыми, а ночью и вовсе невидимыми. Именно свет позволяет увидеть окружающий нас мир во всем его разноцветном великолепии.
Главный источник света на Земле – Солнце. Часть энергии Солнце посылает нам в виде света.
Что же такое свет? Одни ученые считали, что свет – это поток частиц. Другие проводили опыты, из которых с очевидностью следовало: свет ведет себя как волна. Правы оказались и те и другие. Свет – это электромагнитное излучение, которое можно представить как бегущую волну.
Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку. Мы видим окружающие нас предметы, потому что они отражают падающий на них свет, и этот отраженный свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку. Глаз не может увидеть свет, поглощенный предметом. Сажа, например, поглощает почти все излучение и потому кажется нам черной. Снег, напротив, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит в наших глазах белым.
Сам по себе предмет не имеет никакого цвета, цвет возникает при отражении от него электромагнитных волн видимого диапазона. Чаще всего вещество поглощает излучение в разных частях видимого спектра. Молекула хлорофилла, например, поглощает свет в красной и голубой областях, а отраженные волны дают зеленый цвет. Благодаря этому мы можем любоваться зеленью лесов и трав.
Вот и получается, что ни один предмет окружающего нас мира не окрашен сам по себе. Цвет возникает из выборочного поглощения веществом видимого света. А поскольку способных к поглощению веществ – как природных, так и созданных учеными-химиками – в нашем мире великое множество, мир под Солнцем расцвечен яркими красками.
По О. Белоконевой
4. Запишите ключевые слова текста, которые связывают его в единое смысловое целое, повторяются в разных вариантах в каждой структурной части.
1. Вступление:….
2. Основная часть:… .
3. Заключение:….
5. Сформулируйте основную мысль текста.
445
Прочитайте начало текста и используйте его в качестве вступления для своего рассказа. Соблюдайте требования к основной и заключительной частям текста, а также рекомендации к рассказу (см. с. 191).
День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, врезался мне в память на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нем…
Ю. Сотник