Тематическая контрольная работа. “Простое предложение”. Тестирование. Контрольное аудирование

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 33

Тема. Тематическая контрольная работа. “Простое предложение”. Тестирование. Контрольное аудирование*

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, тест для контрольного аудирования и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. ОСНОВНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А – простое, Б – сложное).

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2. Тебе не спится, и мне не уснуть.

3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении Мы с Аликом принялись за работу.

А) Существительным;

Б)

местоимением;

В) словосочетанием. v

3. Определите вид сказуемого в предложении Всем хотелось принять участие в вечере.

А) простое глагольное;

Б) составное глагольное;

В) составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Пять подбитых танков являются результатом боя.

А) глаголом;

Б) глаголом + существительным; v

В) прилагательным + глаголом.

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А – нужно; Б – не нужно).

1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А – подлежащее; Б – сказуемое; В – дополнение; Г – определение; Д – обстоятельство; Е – не является членом предложения).

1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Самая большая радость в мире это делать счастье для других.

3 балла

Высокий уровень

Напишите диалог на тему: “В кинотеатре”.

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

3 балла

II вариант

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А – простое, Б – сложное).

1. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами. (А)

2. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам. (Б)

3. Он выдержал экзамен и был принят в институт. (А)

4. Здесь, как гласит предание, был густой лес. (А)

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении К славному подвигу каждый готов.

А) Существительным;

Б) местоимением; v

В) числительным.

3. Определите вид сказуемого в предложении Рад учиться языку.

А) Простое глагольное;

Б) составное глагольное; v

В) составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Ветер был встречный.

А) Глаголом;

Б) глаголом + существительным;

В) глаголом + прилагательным. v

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А – нужно; Б – не нужно).

1. Сады сажать жизнь украшать. (А)

2. Сентябрь только начало месяца. (Б)

3. Путешествие это та же книга. (А)

4. Мой рабочий день десять часов в сутки. (А)

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А – подлежащее; Б – сказуемое; В – дополнение; Г – определение; Д – обстоятельство; Е – не является членом предложения).

1. Желание наказать обидчика было очень сильным. (Г)

2. Сначала читал, затем решал. (Б)

3. Мы шли в течение всего дня. (А)

4. Врач запретил мне читать лежа. Д)

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Скромность одна из величайших черт русского народа.

3 балла

Высокий уровень

Напишите диалог на тему: “В театре”.

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

3 балла

3. Проведение контрольного аудирования.

1) Чтение учителем текста для аудирования.

Книги Древней Руси

Отдел рукописей Ленинской библиотеки в Москве сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях и на столах – старинные фолианты, пришедшие к нам из глубины веков.

Вот книга, которую мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и философ, размышлявший на склоне лет своих: “Что такое человек, как подумаешь о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?..” Вот под стеклом лежит летопись, открытая на странице, где записан красочный рассказ о волхве, предсказавшем вещему Олегу смерть от любимого коня. Летописная легенда, как известно, воодушевила Пушкина на создание “Песни о вещем Олеге”.

Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг – это означало обладать целым состоянием. “Повесть временных лет” называет книги реками, напояющими вселенную мудростью неизмеримой глубины. “Если прилежно поищешь в книгах мудрости,- замечал летописец,- то найдешь великую пользу душе своей”.

Многие рукописи одевались в кожаные переплеты – оклады, украшались и драгоценными камнями, и многоцветными сияющими эмалями.

Особенно большого искусства достигли ремесленники в украшении окладов церковных книг. Переплеты евангелий превращались в драгоценные произведения искусства, они сверкали филигранью, многоцветными эмалями, жемчугами… Древнерусские эмали отличала красочная гамма, в которую входили соединения белого и голубого, розового и синего, изумрудного и ярко-красного тонов.

Когда я вижу на темно-серебристом фоне оклада голубовато-зеленое пятно, излучающее неожиданно радостный, светлый и глубокий свет, то моему взору представляются образы и события прошлого, свидетелем которого был этот драгоценный камень. В глубине камня – и зарево пожаров, и праздничное полыханье свечей, и глаза воинов, и изнуренные лица подвижников…

Драгоценным камнем, ограненным великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой мы еще только начинаем в полной мере осознавать. Год от года глубже мы проникаем в смысл словесности, складывавшейся столетиями, перечитываем забытые или полузабытые литературные памятники и все более убеждаемся в их художественной силе.

“Каждое произведение Древней Руси рассчитано не на обычное, беглое чтение, а на прилежное “книжное почитание” в поисках книжной мудрости и книжного наставления,- пишет Д. С. Лихачев.- Если бы можно было представить себе древнерусского читателя за чтением его любовно переписанных от руки книг, то, наверное, это чтение было особенно истовым, торжественным и благоговейным”.

Не случайно на старых книгах встречаются записи: “Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом”; “Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя”; “Аще где криво написал, то не кляните меня, грешного раба…” Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира; создателями сочинений, как правило анонимных, выступали люди большой художественной культуры, искренно заботившиеся о судьбах своей Родины, мыслившие во вселенских масштабах.

Выдающееся произведение – “Повесть временных лет”, определившее на много веков исторические представления наших соотечественников, поражает своей грандиозностью, сплавом достоверных фактов с очаровательными народными легендами. Составленная из разножанровых отрывков, созданных в несхожие эпохи, она – единое художественное целое, включившее в себя сведения о жизни страны, войнах и разорениях, характеристики князей, похвалы героям, плачи о погибших, дипломатическую и придворную хронику, сказания о чудесах, назидания потомкам. И все это – в непринужденной форме, поразительно емкой и лаконичной.

Древнерусский писатель мыслил государственно. “Нам Русская земля, что младенец для матери”,- говорил летописец, высказывая свои самые заветные мысли и чувства.

Древнерусская литература создала разнообразные произведения, служившие потребностям времени и сохранившие в лучших своих образах значение для нас, отдаленных потомков, живущих на земле, “украсно украшенной” предками. Слова, написанные гусиным пером Нестора-летописца или Даниила Заточника, и ныне влекут нас к себе, зовут приобщиться к старой мудрости книжной, что еще далеко не исчерпала себя, не открылась полностью в незатемненной красоте.

Есть ли основание рассчитывать на то, что будут найдены неизвестные нам старые словесные сокровища? Или великие поэмы, сказания, повести, исторические песни и легенды навсегда исчезли и недоступны нашему взору?

Бесспорно одно, что и поныне летописи, сказания, жития, “хождения” остаются кладовыми словесных сокровищ, запасниками, в которых таятся сюжеты и образы большой художественной силы.

(617 сл.) (По Е. Осетрову)

2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

1. Летописная легенда воодушевила Пушкина на создание:

А) повести “Капитанская дочка”;

Б) “Песни о вещем Олеге”; v

В) поэмы “Руслан и Людмила”.

2. Древняя Русь ценила книги:

А) как редчайшие сокровища; v

Б) украшение интерьера;

В) музейные экспонаты.

3. Переплеты древних книг – оклады – украшались:

А) дорогими тканями;

Б) красивыми рисунками;

В) драгоценными камнями. v

4. Особенно искусно украшались оклады:

А) детских книг;

Б) церковных книг; v

В) учебных книг.

5. Иметь в доме несколько книг – означало обладать:

А) целым состоянием; v

Б) небольшой библиотекой;

В) особыми знаниями.

6. Древнерусские книги.

А) издавали в единственном экземпляре;

Б) переписывали от руки; v

В) печатали на станке.

7. Древнерусские книги были рассчитаны:

А) на прилежное, внимательное чтение; v

Б) на беглое чтение;

В) на то, чтобы развлечь читателя.

8. В старых книгах есть записи: “На том свете бесы исчеркают лицо железом” тому, кто.

А) продает книги;

Б) мало читает;

В) черкает на полях книг. v

9. “Повесть временных лет” представляет собой:

А) собрание исторических фактов;

Б) сплав достоверных фактов с народными легендами; v

В) сборник летописей.

10. Древнерусскую литературу можно назвать:

А) драгоценным камнем; v

Б) духовным наследием;

В) завещанием потомкам.

11. Литература Древней Руси, как драгоценный камень, огранена великим мастером:

А) Историей;

Б) Наукой;

В) Временем. v

12. Какова главная мысль текста?

А) Древнерусские книги имеют значение только как памятник старины.

Б) Древняя книжная мудрость и по сей день остается живым наследием. v

В) Древнерусские книги – это прежде всего произведения ювелирного искусства.

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал об однородных членах предложения, подобрать примеры.

___________________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.- Харьков: Веста: Издательство “Ранок”, 2008.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Тематическая контрольная работа. “Простое предложение”. Тестирование. Контрольное аудирование - Плани-конспекти уроків по російській мові


Тематическая контрольная работа. “Простое предложение”. Тестирование. Контрольное аудирование