РЕЧЬ
ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ
§ 54. ТИПЫ РЕЧИ. СОЧЕТАНИЕ В ОДНОМ ТЕКСТЕ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ.
Слушание (чтение) – понимание текстов с разными типами речи
332. I. Прочитайте молча отрывок из стихотворения. Определите его тему и основную мысль. Подумайте, какие типы речи использовал автор в тексте. С какой целью? Докажите свое суждение с помощью текста.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(В. Шефнер)
II. Озаглавьте стихотворный текст, выбрав наиболее точный заголовок из данных: “Костер”, “Забывчивый охотник”, “Ожил потухающий костер”, “На привале”.
333. I. Прочитайте. Скажите, можно ли данный материал
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке*. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Семино, Кулигино. Но зовут ее не покровской или кулигинской, а хохломской. Почему?
Хохломская роспись
Это, конечно, легенда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.
Разное рассказывают старики.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Птица-Жар.
Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.
(По О. Дьяченко и Е. Паворозной)
II. Определите тип речи текста. Докажите правильность своего суждения с помощью примеров.
Для справок. Я думаю, я считаю, на мой взгляд, значит, потому что, таким образом, поэтому, так как.
Можно начать так: В данном тексте автор повествует о… Таким образом мы можем утверждать, что: а) данный текст повествование; б) описание; в) рассуждение; г) в данном тексте использованы разные типы речи. Основным будет…
III. Перескажите текст подробно, сохраняя тип и стиль речи, используя авторские средства связи предложений и частей текста.
334. Прочитайте текст, определите его тему. Каков тип речи текста? Выберите правильный ответ из данных: а) повествование; б) повествование с элементами описания; в) описание. Обоснуйте свое мнение с помощью примеров из текста.
Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,-
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Лучи сквозили, трепетали тени,
Не умолкал в деревьях птичий гам,
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам…
(Ф. Тютчев)
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Плошка – сосуд с невысокими краями, напоминающий блюдце.
335. Прочитайте текст. Какая информация была для вас знакомой? Что нового вы узнали о типах речи? Назовите известные вам типы речи. В чем их особенности?
Понятие типы речи для вас не ново. С описанием, повествованием и рассуждением вы познакомились в пятом классе. В этом учебном году вы узнаете, что в описании перечисляются не только постоянные, но и одновременные признаки, что описывать можно не только природу, предметы, животных, но и внутреннее убранство помещения.
В повествовании не только сообщается о последовательных действиях и событиях, но и о меняющихся состояниях предмета или явления.
Рассуждая, следует указывать причины, следствия свойств и явлений.
Вы углубите знания о разновидностях всех типов речи, их особенностях, убедитесь, что в чистом виде они встречаются редко. Зачастую в тексте соединяются разные типы речи, но один из них является основным. Каждый тип речи отличается тематикой, композицией, особенностями содержания и лексикой.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Наиболее распространенный тип речи – повествование. Чаще всего он встречается в научном и художественном стилях.
В повествовании сообщается не только о последовательных событиях и действиях, но и о меняющихся состояниях предмета, явления.
В повествовательных текстах встречаются и описания, и рассуждения.
336. I. Послушайте текст. Определите тип речи. Есть ли в нем элементы других типов речи? Каких? Докажите свое мнение.
Три доски, три струны
Произошло это сто лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему скрипач Андреев заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому мастеру, предлагают сделать шутовской инструмент. Да еще просят сделать его из лучшего дерева, которое он много лет готовил для благородных скрипок и виолончелей. А тут – балалайка! И сердитый мастер сказал, что, если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей инструмент в любой мелочной лавке, где торгуют солью и спичками. Но Василия Андреева не испугали слова и гнев мастера. Он доказал, что и первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись великие итальянские мастера.
Наконец мастер Иванов сдался и согласился сделать балалайку. Ему понравился молодой музыкант, который горячо говорил о том, что хочет наладить русские народные инструменты. Собрать их в небывалый дотоле* оркестр.
И Василий Андреев собрал оркестр русских народных инструментов. Этому оркестру рукоплескала вся Россия. Потом зарубежные страны, в которых концерты оркестра вызвали бурю восторга – это было что-то новое, невиданное. “Простонародные” инструменты звучали возвышенно и благородно, а главное, по-иному, своеобразно. Это было открытие в мире музыки.
(По А. Кленову)
II. Определите тему и основную мысль текста. К чему по смыслу ближе заголовок текста: к теме или основной мысли?
III. Прочитайте текст. Составьте и запишите вопросы к нему. Предложите одноклассникам ответить на них.
337. I. Спишите текст.
Наука о небесных светилах возникла в древности и называется астрономией. Слово это греческое и составлено из двух слов: “астрон” – звезда и “номос” – закон. Казалось бы, зачем нашим предкам нужно было смотреть на небо и изучать законы, по которым движутся звезды и другие небесные светила?
Прежде всего потому, что по движению Солнца жители Древнего Египта, Китая, Индии определяли времена года, разные природные явления: когда разольются реки, когда будет засуха, а когда сильный ветер. По звездам определяли части света, ориентировались в море рыбаки, путешественники.
Так на помощь людям приходила астрономия.
(По А. Волкову)
II. Ответьте на вопросы, выполните задания.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Дотоле – до тех пор, до того времени.
1. К какому типу речи относится данный текст?
2. Есть ли в нем элементы других типов речи?
3. Приведите доказательства правильного ответа с помощью текста.
4. Озаглавьте текст соответственно его теме.