УРОК № 15
Тема. Твердые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твердых согласных мягкими
Цель: дать учащимся представление о классификации согласных по принципу твердости-мягкости; углубить знания о назначении ь и о правилах его употребления; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки на твердые и мягкие; правильно употребляют ь для обозначения мягкости; знают о смягчении твердых согласных перед
Оборудование: учебник, таблица “Употребление ь для обозначения мягкости согласных”.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Чем различаются по звуковому составу данные слова?
Стал – сталь, удар – ударь, вес – весь, брат – брать.
– Какая разница между этими согласными звуками?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Задание учащимся.
Запишите к словам парные так, чтобы в одном слове был твердый согласный,
Образец: лук – люк.
Ряд, сядь, мыл, бил, вол, мал, ел, вес, медь.
– Перед какими гласными согласные смягчились?
– Какой еще способ смягчения согласных вы знаете?
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 61-62.
2. Ознакомьтесь с таблицей: [2] с. 15.
– Работа с таблицей.
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
Ь для обозначения мягкости согласных пишется: | Ь не пишется, если согласный смягчается: | ||||
На конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные | В середине слова после л – [л’] и н – [н’] | ; | В середине слова перед к, б, м, г | Последующим мягким согласным | Всегда мягкими ч, щ |
Богатырь, степь | Мальчик, уменьшить | Коньки, просьба | Бантик [бан’т’ик] | Ручка, мощный |
Запишите по два своих примера на каждый пункт правила.
– Тренировочные упражнения.
1. Переведите с украинского языка на русский. Сравните произношение слов в обоих языках.
Образец: буквар[р] – букварь[р’].
Дріб, звір, секретар, любов, кобзар, цар, пузир.
2. Запишите слова в алфавитном порядке. Запомните их произношение и написание.
Голубь, теперь, цепь, календарь, якорь, токарь, зверь, кровь, семь, восемь.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Словарный диктант.
Запишите словосочетания. Подчеркните мягкие согласные в словах.
Сельди в бочке, долька лимона, горький миндаль, меньше слов, кустик около пенька, новые серьги, резьба по дереву, удачный помощник.
– Тренировочное упражнение.
К приведенным словам подберите однокоренные, в которых была бы мягкая согласная. Подчеркните орфограмму.
Образец: птенец – птенчик.
Булка (булочка), ночь (ночка), свеча (свечка), облако (облачный), река (речной), солнце (солнечный), мост (мостик), белка (белочка).
– Объяснительный диктант.
На могучем тополе
Дружно почки лопнули,
А из каждой почки
Вылезли листочки,
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись
И сказали, что проснулись.
(В. Товарков)
– Укажите слова с изученной орфограммой.
– Какими способами смягчены согласные в данном тексте?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 12, 13; [2] § 7.
2. Выполнить упражнение: [1] 130; [2] 44.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопросы учащимся.
– Как обозначается на письме мягкость согласных?
– Какова роль мягкого знака?
– В каких буквенных сочетаниях ь не пишется?
– Какие гласные звуки смягчают согласные?