3. ЗВУКИ И БУКВЫ
УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
19
1. Есть ли в русском языке слова, в которых нет ударения? Может ли быть ударным согласный звук? Почему?
2. Выпиши из словаря в конце учебника любые пять слов, поставь в них ударение.
Гласные звуки в слове делятся на ударные и безударные: тет-радь, У-кра-и-на.
Ударение – это произнесение звука с большей силой. Слог, в котором есть ударная гласная, называется ударным слогом.
20
1. Прочитай отрывок из стихотворения Я. Козловского. Назови слова-обращения. Ответь на вопросы.
Меж
Но по смыслу далеки.
Я спросил их:
– А на что же
Вам, ребята, молотки?
– Властен ты над смыслом слова!
Все зависит, знай, дружок,
По спине какого слога
Нас ударит молоток.
– Что за молотки есть у слогов? Как называется слог с ударным звуком?
2. Выпиши из стихотворения выделенные слова, разделив их на слоги и на части для переноса. Поставь ударение.
Ударение может различать слова, например: Я плачу деньги за проезд. Я горько плачу.
21
1. Прочитай стихотворение Я. Козловского, правильно ставя ударение.
КУМУШКИ
Серая ворона
Черного
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок.
2. Спиши второе предложение. Поставь ударение в словах, которые одинаково пишутся.
22
1. Прочитай слова. Запомни, где в этих словах ставится ударение.
Звонить, алфавит, Украина, туфля.
Звонит, алфавитный, украинский, туфель.
2. Спиши слова в алфавитном порядке.
3. Придумай и запиши предложение с одним из слов.
23
1. Рассмотри рисунок. Придумай рассказ, используя слова из справки.
Справка. Одевать девочку, надевать варежки, одеваться на прогулку, надето пальто, обуты сапоги, умеет обуться, бежать на горку, зимние радости.
2. Составь и запиши два-три предложения со словами одевает и надевает.
Чтобы проверить безударные гласные, их нужно поставить под ударение. Например: бежать – бег, часы – час, поля – поле.
24
1. Прочитай стихотворение П. Синявского, правильно ставя ударение в словах. Назови безударные гласные.
Свекла плакать начала,
До корней промокла.
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свекла!
2. Спиши стихотворение.
1. Расскажи, что тебе известно об ударении, используя слова-помощники.
Слова-помощники: слог, гласные ударные и безударные, правила переноса.
2. Запиши правила переноса слов, продолжи в предложения. Слова нужно переносить…. Нельзя отрывать….
Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.
1. Слоги бывают ударные и безударные?
2. Слова всегда переносятся по слогам?
3. Ударение может различать слова?
4. В слове украинский ударение падает на третий слог?
1. Расскажи родителям, что ты знаешь о стране, в которой живешь. Используй слова: Украина, украинский, новые, книжки. Правильно ставь в них ударение.
2. Запиши предложения с этими словами.