II СЕМЕСТ Р
УРОК 43
Тема. Устная монологическая речь. Совместное составление устного сочинения по данному началу и концу
Цель: продолжить работу над развитием связной речи учащихся; учить правильно, точно выражать свою мысль; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление; воспитывать желание работать в группе, помогать друг другу.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа со скороговоркой
–
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ветер воровал
Вчерашние ватрушки.
А. Волобуев
2. Учим считалочку. Четко и правильно выговариваем все звуки
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Эта долька для стрижа.
Эта долька для ежа.
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
Е. Благинина
3. Работа с чистоговоркой
Жа-жа-жа, жа-жа-жа –
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи,
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа –
Уж уходит от ежа.
4. Называй! Продолжи игру!
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка,
Кровать, корова, квартира, картина,
Ковер, кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на Т ты сумеешь назвать?
Л. Куклин
IV. Работа по теме урока
1. Из каких частей состоит текст?
– Прочитайте. Расставьте части текста по своим местам.
СИНИЧЬЕ ГНЕЗДО
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письмо в ящик. Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Синички расширили носиком щель. Натаскали мха, шерсти, травинок. Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
По И. Недоле
– Почему осенью почтальон стал снова класть газеты в ящик?
– В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квартирантах?
– Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?
– Как пернатые отблагодарят хозяев?
– Перескажите текст. Не забывайте о частях текста.
2. Самостоятельное составление учащимися рассказа по данному зачину и концовке
Зачин. Однажды пошел сильный снег. Он покрыл землю, крыши домов. Концовка. Какой красивый снеговик стоял во дворе!
Слова, которые можно употреблять в тексте: комья, дети, катать, лепить, снежный шар, снежная баба.
Работа в группах
– Нарисуйте снеговика и составьте рассказ по данному зачину и концовке. Каждая группа представляет свой рассказ и демонстрирует картинку своего снеговика.
3. Обсуждение рассказов, устранение ошибок
V. Итог урока
Беседа
– Что вы учились делать на уроке?
– Из каких частей состоит текст?
VI. Домашнее задание
Опишите снежную бабу (устно).
ПРИЛОЖЕНИЕ
СНЕЖНАЯ БАБА
Мы снежную бабу слепили вчера,
И шляпа у бабы была из ведра,
А нос из морковки, а руки из палки,
Метла из метлы, а коса из мочалки.
Но только домой разошлась детвора,
Чихнула она и сказала: – Пора! –
Ах, как она мчалась с горы ледяной,
Консервную банку гоняла метлой,
Ловила снежинки, как бабочек, шляпой –
Коса развевалась за снежною бабой!
Мы снежную бабу искали с утра.
Нашли мы ведро посредине двора.
Метлу мы нашли возле старой беседки,
Морковку – в снегу, а мочалку – на ветке.
Одни удивились: – Вот это дела! –
Другие сказали, что вьюга была.
И вскоре про случай печальный забыли
И новую снежную бабу слепили.
И только мальчишка один не лепил:
Он прежнюю снежную бабу любил.
Ю. Кушак