БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 43
Тема. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания, правильно использовать запятую и точку с запятой в данных конструкциях; соблюдать правильную интонацию; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать любовь к природе, культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Правда коротка; ложь всегда многословна.
Л.
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель на выбор проверяет тетради учащихся.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие виды смысловых отношений могут быть в бессоюзных сложных предложениях?
4) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
3.
– Прочитайте бессоюзные сложные предложения, соблюдая правильную интонацию. (Пауза после точки с запятой более длительна.) Подчеркните грамматические основы предложений.
1) Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем, деревья радостно трепещут, купаясь в море голубом.
2) На темном небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья стоят, облитые тенью.
3) Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая, если в них перечисляются какие-то факты. В этом случае между предложениями можно поставить союз и.
Дождь отшумел, побежали ручьи.
Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, со значением перечисления может ставится и точка с запятой, если предложения более распространены и имеют осложнения.
Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитая в воздухе, ясно выступает даль.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
– Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматические основы и объясните пунктуацию.
1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали.
2) В воздухе пахло снегом под ногами мягко хрустел снег земля крыши деревья скамьи на бульварах все было мягко бело молодо.
3) Только что взошло солнце воздух был живительно свеж густо напоен запахом сосны спокойная вода реки отражая ясное небо ласково журчала.
4) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
5) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.
6) Мне попалась какая-то заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперед.
3. Коллективная работа с текстом.
– Выразительно прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию; объясните постановку знаков препинания; озаглавьте текст.
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кой-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розоватыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплилась на нем вечерняя звезда.
(И. Тургенев)
– Использование каких синтаксических конструкций помогло И. С. Тургеневу создать пейзажную зарисовку?
4. Зрительно-слуховой диктант с последующей взаимопроверкой.
– Запишите предложения, расставьте знаки препинания; выполните синтаксический разбор первого предложения; объясните постановку знаков препинания; обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки; выразительно прочитайте предложения.
1) Мягко тянуло с поля сушью, зноем, светлый лес трепетал, струился, слышался его дремотный, как будто бегущий шум.
2) Вихрь не холодный, а теплый, почти знойный, удар по деревьям, по крыше дома, по его стенам, по улице; он мгновенно сорвал шляпу с головы Санина, взвил и разметал черные кудри Джеммы.
3) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо.
4) Нынче жарко, парит, на дворе тепло, пахнет разогретой муравой, из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепные облака.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
4) Когда ставится запятая в бессоюзном сложном предложении?
5) Когда ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы 4 бессоюзных предложения с запятой и точкой с запятой.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.