Цель: ознакомить учащихся со словами, которые могут употребляться в прямом и переносном значении; учить определять, в каком значении употреблено слово, составлять сочетания слов в прямом и переносном значении; развивать память, чувство образного слова; воспитывать самодисциплину и трудолюбие.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Часто ли вам приходилось слышать красивые образные выражения: солнышко смеется, золотые руки’? Как вы думаете, в этих выражениях
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 220. Чтение стихотворения. Беседа по его содержанию.
Работа с иллюстрацией (с. 94). Закрепление знаний о многозначных словах.
Выполнение дополнительного задания: запись одной строфы стихотворения по памяти (на выбор).
4. Работа с правилом (с. 94). Усвоение понятий прямое и переносное значение слова.
5. Языковая задача: упр. 221. Составление словосочетаний со словом в прямом и переносном значении с опорой на иллюстрации
6. Работа с информацией рубрики “Для почемучек”.
В толковых словарях переносное значение слова содержится в конце статьи. Оно обозначается пометой перен.
7. Выполнение заданий на выбор: упр. 222.
8. Работа с текстом: упр. 223.
Чтение текста учащимися.
Работа с заголовком.
Беседа по содержанию текста.
Выполнение языкового задания.
Выполнение дополнительного задания: выпишите из текста словосочетания, которые употреблены в переносном значении. Поясните написание слов со скобками и пропущенными буквами.
9. Выполнение задания в тетради по развитию речи (с. 56, упр. 8).
III. Коррекционно-оценочный этап.
10. Обобщение и систематизация изученного: упр. 224.
11. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 225.
12. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.