ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 41
Тема. Знаки препинания при обобщающих словах
Цель: продолжить формирование практических умений и навыков работы с обобщающими словами при однородных членах предложения, совершенствовать умения учащихся в пунктуации; развивать устную и письменную речь, обратить внимание на правильное интонирование предложений; воспитывать у школьников внимание, наблюдательность, развивать культуру речи,
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица, портрет А. С. Пушкина, толковый словарь.
ХОД УРОКА
Делать легко то, что для других трудно,- это талант; делать то, что для таланта невозможно,- это гений.
А. Амиель
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа с таблицей.
(Ученик дает ответ у доски.)
2. Диктант с выборочным ответом.
(Осуществляется взаимопроверка работ.)
– Определите
I вариант
1) Знать, желать, делать – все это взаимосвязано в человеке.
2) Все начинается с того: с мечты, с желанья, с жажды.
3) Нужные книги с закладками, цитаты на отдельных листках – все под рукой.
4) Пусть достанутся мальчикам самые лучшие книги: описание неба, строений и горных пород, трудовых инструментов – от камня до первой мотыги, незнакомых народов и климатов разных широт.
5) “Салют”, “Россия”, “Бирюза”, “Казань”, “Гроза” – названья встречных кораблей проходят перед нами.
6) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках, в шахты, ни на переездах – не видно было даже проблеска света.
7) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.
8) На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.
9) В коридоре, в классе ли – всюду стены красили.
10) Тут засмеялись зрители: и дети, и родители.
11) Все люди знакомые были: Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский.
12) По обеим сторонам Кильского канала тянется однообразный пейзаж: поля, рощи, редкие селения с высокими готическими крышами.
II вариант
1) Сараи, бани, чердаки, амбары, сеновалы – все было приспособлено под жилье.
2) Все это: озера, и речки, и леспромхоз, и строительство на торфе – покоилось в море лесов.
3) В палатках появились разные усовершенствования: гвозди для полотенец, полочки, веники.
4) Жалованье, паек и случайные посылки – все делилось поровну.
5) Нетронутый валялся скудный ужин: консервы, сало, хлеба два куска.
6) Голубая майка, юбчонка, стриженые волосы – все промокло вмиг.
7) Сколько смысла и значенья вижу я сейчас во всем: и в твоем прикосновении, и в молчании твоем.
8) Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые.
9) Песок, груды камней и рытвины – вот что предстало нам.
10) В комнате все стало серым: и окна, и мебель, и лица.
11) В жизни он хотел быть всем: художником, артистом, писателем, инженером, профессором, моряком, путешественником.
12) У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | Б | А | Б | В | А | А | Б | А | А | А |
I вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | В | А | Б | А | Б | А | А | Б | А | А | А |
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Лингвистическое конструирование.
– Дополните предложения однородными членами так, чтобы выделенные слова стали обобщающими.
– Определите синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов предложения.
– Объясните постановку знаков препинания.
1) Начинают появляться перелетные птицы.
2) В недрах гор много полезных ископаемых.
3) В Северный Ледовитый океан впадают огромные реки.
4) Маленький пруд населен большим количеством живых существ.
5) Каждый должен знать имена русских писателей-классиков.
6) Пушкин написал несколько драматических произведений.
2. “Лингвистическое ассорти”.
– Прочитайте предложение, правильно его интонируя. Запишите, расставив знаки препинания.
– Выполните синтаксический разбор предложения, начертите его схему.
– Сколько рядов однородных членов в этом предложении?
– Почему определения являются однородными?
– Выполните морфологический разбор двух-трех частей речи на выбор.
– Что вам известно об А. С. Пушкине?
Пушкин в литературе все вместил и всему положил начало и русскому гибкому красивому пластичному стиху и русской прозрачной точной отзывчивой реалистической прозе.
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)
4. Работа с текстом.
– Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
– Объясните постановку кавычек.
– Какие слова в последнем предложении связаны сочинительной связью, какие – подчинительной? Подчеркните грамматическую основу этого предложения.
– Дайте толкование слова родоначальник.
Лев Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России призн..вали Пушкина своим духовным родоначальником.
Музыка использовала в форме опер целый ряд вещей Пушкина. Руслан и Людмила Пиковая дама Дубровский Евгений Онегин Золотой петуш..к Царь Салтан Борис Годунов, Цыганы, Моцарт и Сальери Скупой рыцарь Алеко все эти оперы напис..ны на текст Пушкина крупнейшими композиторами России Глинкой Чайковским Мусоргским Римским-Корсаковым, Рахманиновым.
Его поэмы Цыганы Братья разбойники Кавказский пленник все это классические образцы русского слова и стиха.
Творчество Пушкина широкий ослепительный поток стихов и прозы.
(М. Горький)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).