ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 65
Тема. Анализ контрольного изложения публицистического стиля на общественную тему. Тренировочные упражнения
Цель: проанализировать ошибки, допущенные учащимися в контрольном сочинении; совершенствовать умения и навыки правильно излагать свои мысли; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать культуру речи; воспитывать внимательное отношение к общечеловеческим ценностям.
Оборудование: толковые словари.
ХОД УРОКА
Нельзя, чтоб тот письмом себя прославил,
Кто
А. П. Сумароков
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Анализ ошибок, допущенных в изложении.
(Учитель подбирает упражнения в зависимости от характера допущенных ошибок.)
2. Проверка домашнего задания.
3. Лексическая минутка.
– Разучите скороговорку.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют
2. Коллективная работа с текстом.
– Прочитайте текст; подумайте, от каких речевых ошибок предостерегает вас писатель К. Федин, говоря о трудностях работы над словом; придумайте заголовок тексту.
Самое трудное для меня – работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитая слово одно другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально, выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.
Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных: в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимо красивых слов.
3. Редактирование.
– Подумайте и ответьте.
1) Почему не следует говорить: “… выучил стих Пушкина”, “…прочитала хороший стих”? Каково значение слова “стих”?
2) Почему смешно звучит фраза: “Я эту книгу не читал, а вот мой друг ее тоже не читал”? Отредактируйте ее.
– Определите ошибки в построении, исправьте предложения.
1) Некрасов верил в силу русского народа, из которых вышли многие герои.
2) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.
3) Впопыхах охотник забыл ружье у дерева, из которого шел дымок.
4) Которые опоздают, те ученики не смогут участвовать в репетиции.
5) Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел.
6) Меня спросили, что какой сегодня праздник.
7) Я купил ту книгу, которую мне посоветовали прочитать.
8) Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот артист.
9) Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности.
10) Проводник говорил, что давайте возвратимся назад.
11) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.
12) Так мною руководит и подсказывает чувство.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме “Прямая и косвенная речь. Диалог”.
2. Составить и записать диалог на тему “Умей сказать, умей и смолчать”.