Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения

II СЕМЕСТ Р

УРОК 49

Тема. Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения

Цель: учить учащихся слушать стихотворения, определять общий тон прослушанного текста, громкости речи, связывать эти особенности речи с ее содержанием; развивать наблюдательность, связную речь; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего

задания

III. Работа по теме урока

1. Разгадайте ребус

– В этом ребусе зашифрована скороговорка. Разгадайте ее.

 Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения

Во дворе трава, на траве дрова.

Повторите скороговорку.

2. Загадки

– Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

B. Фетисов

– О ком же эта загадка? Что вам помогло сразу разгадать ее?

– Во многих словах загадки повторяется звук [ж], он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук. Ведь когда жук летит, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж…

В следующей

загадке говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу.

– Ежедневно

В шесть утра,

Я трещу:

– Вставать порррррра!!!

C. Погореловский

– Эта загадка о будильнике. Какое слово в загадке передает звонок будильника? Как меняется громкость речи при чтении загадки? Почему?

– Что мы услышим, если скажем: “Кукушка кукует на суку”?

3. Внимательно послушайте стихотворение. Следите за темпом, громкостью речи

ПРИСЛУШАЙСЯ К СЛОВУ

Была

Тишина,

Тишина,

Тишина…

Вдруг

Грохотом

Грома

Сменилась

Она!

И вот уже дождик

Тихонько –

Ты слышишь? –

Закрапал,

Закрапал,

Закрапал

По крыше…

Наверно,

Сейчас

Барабанить

Он станет…

Уже

Барабанит!

Уже

Барабанит!

А. Шибаев

Учитель читает стихотворение вместе с учащимися, выделяя различные части по темпу, тону, громкости речи, находя ключевые слова для передачи различных картин: предгрозовой тишины, первых раскатов грома, легкого шелеста первых капель и, наконец, барабанной дроби крупных дождевых капель.

4. Послушайте еще одно стихотворение: “Слушал Шорох тишину”

– Можно ли, судя по заглавию, предугадать, в каком темпе, с какой громкостью будет читаться это стихотворение?

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

– Ты куда?

– К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

– Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

– Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

– Слышишь?

– Слышу.

– Что ты слышишь?

– Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат –

Дружно шишку шелушат.

– Тише, Шорох, не дыши!..

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

– Слышу…

По болоту

Вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат

Рыщут-ищут лягушат.

– Слышишь?

– Слышу…

Две букашки

Спать устроились в ромашке

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

“Звинь-звинь-звинь!” –

А это Шмель

Прошмыгнул и сел на ель.

У Пчелы-портнихи Шмель

Шьет хорошую шинель.

Он вернется с этой ели

В новой шелковой шинели,

С медной шашкой,

В звонких шпорах –

И умчится в вышину…

– Что ты слышишь,

Шорох?

– Тише!

Слышу

Тишину…

В. Суслов

– Смогли ли вы, судя по названию, предугадать темп, громкость речи?

– Почему?

Чтение стихотворения “эхом” за учителем.

5. Аудирование

ЧУЖАЯ КАЛИТКА

Алеша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алешу любил дедушка, любил, и как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чем можно не отказать.

Дрова вздумает пилить Алеша – милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всем. Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал. Одного только от внука требовал:

– Коли берешься за дело – доводи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда все тебе удается! Даже в пасмурный день на душе светло и весело.

Вопросы к тексту

1) Алеша Хомутов рос старательным или ленивым мальчиком?

А) Старательным;

Б) ленивым.

2) Больше всех Алешу любили дедушка или бабушка?

А) Дедушка;

Б) бабушка.

3) Дедушка советовал Алеше бросать начатое дело ими доводить до конца?

А) Бросать начатое дело;

Б) доводить до конца.

4) Для всей семьи Алеша был радостью или огорчением?

А) Радостью;

Б) огорчением.

Ответы: 1. а); 2. а); 3. б); 4. а).

IV. Итог урока

V. Домашнее задание


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения - Плани-конспекти уроків по російській мові


Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения