II СЕМЕСТ Р
УРОК 49
Тема. Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с ее содержанием, условиями общения
Цель: учить учащихся слушать стихотворения, определять общий тон прослушанного текста, громкости речи, связывать эти особенности речи с ее содержанием; развивать наблюдательность, связную речь; воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего
III. Работа по теме урока
1. Разгадайте ребус
– В этом ребусе зашифрована скороговорка. Разгадайте ее.
Во дворе трава, на траве дрова.
Повторите скороговорку.
2. Загадки
– Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
B. Фетисов
– О ком же эта загадка? Что вам помогло сразу разгадать ее?
– Во многих словах загадки повторяется звук [ж], он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук. Ведь когда жук летит, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж…
В следующей
– Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать порррррра!!!
C. Погореловский
– Эта загадка о будильнике. Какое слово в загадке передает звонок будильника? Как меняется громкость речи при чтении загадки? Почему?
– Что мы услышим, если скажем: “Кукушка кукует на суку”?
3. Внимательно послушайте стихотворение. Следите за темпом, громкостью речи
ПРИСЛУШАЙСЯ К СЛОВУ
Была
Тишина,
Тишина,
Тишина…
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал,
Закрапал,
Закрапал
По крыше…
Наверно,
Сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже
Барабанит!
Уже
Барабанит!
А. Шибаев
Учитель читает стихотворение вместе с учащимися, выделяя различные части по темпу, тону, громкости речи, находя ключевые слова для передачи различных картин: предгрозовой тишины, первых раскатов грома, легкого шелеста первых капель и, наконец, барабанной дроби крупных дождевых капель.
4. Послушайте еще одно стихотворение: “Слушал Шорох тишину”
– Можно ли, судя по заглавию, предугадать, в каком темпе, с какой громкостью будет читаться это стихотворение?
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
– Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
– Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
– Слышишь?
– Слышу.
– Что ты слышишь?
– Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат –
Дружно шишку шелушат.
– Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
– Слышу…
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат
Рыщут-ищут лягушат.
– Слышишь?
– Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
“Звинь-звинь-звинь!” –
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах –
И умчится в вышину…
– Что ты слышишь,
Шорох?
– Тише!
Слышу
Тишину…
В. Суслов
– Смогли ли вы, судя по названию, предугадать темп, громкость речи?
– Почему?
Чтение стихотворения “эхом” за учителем.
5. Аудирование
ЧУЖАЯ КАЛИТКА
Алеша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алешу любил дедушка, любил, и как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чем можно не отказать.
Дрова вздумает пилить Алеша – милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всем. Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал. Одного только от внука требовал:
– Коли берешься за дело – доводи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда все тебе удается! Даже в пасмурный день на душе светло и весело.
Вопросы к тексту
1) Алеша Хомутов рос старательным или ленивым мальчиком?
А) Старательным;
Б) ленивым.
2) Больше всех Алешу любили дедушка или бабушка?
А) Дедушка;
Б) бабушка.
3) Дедушка советовал Алеше бросать начатое дело ими доводить до конца?
А) Бросать начатое дело;
Б) доводить до конца.
4) Для всей семьи Алеша был радостью или огорчением?
А) Радостью;
Б) огорчением.
Ответы: 1. а); 2. а); 3. б); 4. а).
IV. Итог урока
V. Домашнее задание