УРОК № 56
Тема. Частица не
Цель: дать учащимся представление о частице как служебной части речи; дать понятие о значении частицы не; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи школьников.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о частице как служебной части речи; о значении частицы не, правильно пишут не с глаголами.
Оборудование: учебник, тексты для перевода.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
–
Прочитайте предложения. Спишите, вставив необходимые по смыслу слова. Слова какой части речи “потерялись” в предложениях?
Я изучаю испанский язык, а английский. Мне нравятся спокойные игры, я люблю подвижные. Брат приехал поездом, он прилетел самолетом.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Подчеркните и объясните написание – тся и – ться в глаголах. Выделите графически предлоги и союзы.
АПРЕЛЬ
В апреле распускаются почки на деревьях и кустарниках. Появляется первая зелень. Возвращаются
(По И. Балбышеву)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 257; [2] с. 130 (таблица).
– Вопросы учащимся.
– Почему частицы относят к служебным частям речи?
– Для чего служит частица не?
– Как пишется не с глаголами?
– Тренировочное упражнение*.
Спишите с доски предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами. Подчеркните орфограмму.
Образец: подумаешь – решишь задачу. Не_подумаешь – не_решишь задачу. Приедешь – увидишь горы. Будет хлеб – будет и обед. Посеешь – урожай соберешь. Упустишь минуту – потеряешь час.
– Словарный диктант.
Запишите слова. Составьте два предложения с глаголами, которые пишутся слитно.
Ненавидеть, не мечтать, не работать, не быть, негодовать, неволить, не прожить, недомогать, не думать, не сметь.
– Слово учителя.
Иногда употребление частицы не в предложении придает ему не отрицательный, а положительный смысл.
Сравните: Я могу тебе помочь. Я не могу тебе не помочь.
– Тренировочное упражнение.
Перестройте предложения так, чтобы они приобрели сначала отрицательное значение, а потом – положительное.
Я могу думать о будущем. Я могу заниматься спортом. Я могу принимать участие в концерте. Я могу учиться лучше.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Объяснительный диктант.
Выделите графически частицу не (?), союзы и предлоги.
Речка не мутнеет и не темнеет. Без косы сена не накосишь. Честный человек ненавидит зло и ложь. Семеро одного не ждут. Брат недоумевал. После драки кулаками не машут.
– Тренировочное упражнение.
Переведите с украинского языка на русский.
ШАНУЙТЕ КНИЖКУ
Загорни книжку в папір – (не)бруднитиметься обкладинка. (Не)читай книжку, коли їси,- можеш забруднити її. (Не)клади в книжку олівців, ручок – від цього псується книжка. (Не)рви сторінок, (не)малюй і (не)пиши нічого в книжці, (не)роби ніяких позначок, (не)перегинай книжку.
– Творческая работа.
Составьте и запишите несколько правил культуры ведения диалога.
Образец: Не перебивай собеседника. Не говори с набитым ртом.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 52; [2] § 57.
2. Выполнить упражнение: [1] 57; [2] 388.
VI. ИТОГ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
________________________________________________________
* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Зима Е. В. Слитно, раздельно или через дефис? – Харьков: Издательство “Ранок”.