59. Частицы. Междометия (Частки. Вигуки). Читаем: определяем тему и основную мысль текста
468. Прочитайте отрывок из сказки Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”. Определите тему и основную мысль текста.
Король спросил Алешу, чего он желает за спасение своего министра.
– Давай, говори смело! – шепнула ему на ухо Чернушка.
Мальчик задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали
Ему более времени, то он, может быть, и придумал. Но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил
– Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.
– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание. Он махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.
– Возьми это семечко, – сказал король. – Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей.
-Да, – отвечал Алеша, беря конопляное зерно. – Я обещаю быть молчаливым и скромным.
По Анатолию Погорельскому
Обратите внимание на выделенные в тексте слова. Это – частицы (по-укр.: частки). Они придают различные оттенки значения словам или предложениям. Так, частица да в данном тексте выражает утверждение; давай – побуждение; не, ни – отрицание. А с помощью частицы ли выражается вопрос.
469. Рассмотрите таблицу. На какие группы делятся частицы? Назовите частицы каждой группы.
Частицы | |||
Утвер дительные | Отрицательные | Побудительные | Вопросительные |
Да, так, Точно, ага , хорошо | Не, ни, нет | Пусть, пускай, Давай | Разве, ли, Неужели |
Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу частицы. Пользуйтесь материалом таблицы.
1. … , я выполню твое желание. 2. Не стесняйся, … говори, чего ты желаешь. 3. Можно… всегда знать урок, … прилагая усилий? 4. … тебе не хочется побывать в волшебной стране выполнять
470. Поработайте в парах. Обсудите поведение героя произведения А. Погорельского (упр. 468). Считаете ли вы его желание правильным? Как, по-вашему, может закончиться эта история? При составлении диалога используйте частицы.
471. Прочитайте текст. Какие слова называют междометиями?
Каковы их особенности?
СЛОВА ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
“Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали”, – пишет поэт Н. А. Некрасов в стихотворении “Крестьянские дети”, рассказывая о том, как он с деревенскими ребятишками был в лесу и какие были у них приключения:
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Два слова в этих строках – ух и у – совсем не похожи на другие слова, потому что всегда употребляются только отдельно. Это особые слова. Для чего они понадобились поэту?
Словом ух (“Ух, жарко!..”) Некрасов выразил чувство усталости, утомления от зноя, какое ощущали ребята и он в жаркий летний день. Словом у (“…у, страшный какой!”) – чувство страха, испуга, охватившее их при виде волка.
Сравните слова двух столбцов.
Ах! Ох! Ай! | Восторг, восхищение, досада, боязнь, боль, страх, раздражительность, испуг и др. |
Эх! | Решительность, досада, упрек |
Увы! | Сожаление |
Фу! | Недовольство, отвращение |
Ой-ой-ой | Боль, удивление |
Приведенные в таблице слова говорят нам о каких-то чувствах. Но если слова правой колонки называют эти чувства (они являются словами-названиями), то слова левой колонки только выражают чувства, не называя их. В языке такие слова называют междометиями (по-укр.:вигуками). Они выделяются запятой или восклицательным знаком: Ах! Как это красиво!
472. Прочитайте шуточное стихотворение Г. Семенова. Найдите в нем междометия, определите, какие чувства они выражают. Выучите стихотворение наизусть, а затем запишите его по памяти. Сверьте написанное.
Относиться
СЧАСТЛИВАЯ ОШИБКА
Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул “ах!”
Совсем наоборот.
Я крикнул “ха!”, и мигом
Страх Забился под забор…
Он струсил сам! И слово “ах!”
Я позабыл с тех пор.
Георгий Семенов
473. Прочитайте и спишите предложения, вставляя междометия. Какие чувства они выражают?
1. … как непривычно! 2. … мне страшно! 3. … не шумите! 4. … ты, разве можно так относиться к друзьям! 5. … как здесь глубоко!
Для справок. Ах, ой, тс-с, эх, ого.