I СЕМЕСТР
УРОК 7
Тема. Диалогическая речь. Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, уважать другие мнения). Воспроизведение прослушанных диалогов, составление диалогов с опорой на вспомогательные слова. Этикетные формулы, используемые в диалогах
Цель: продолжить знакомство учащихся с диалогической речью; учить формировать четкие и выразительные высказывания, слушать, понимать речь собеседника, отвечать в соответствии с содержанием беседы, выдерживая при этом определенный
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Прочитайте текст. объясните, почему он так называется. А как бы вы его озаглавили?
КУКУШКА
Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подбросит свое яйцо в чужое гнездо.
Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом, как подрос, пеночкиных птенчиков из гнезда
Г. Снегирев
2. Разучивание скороговорки
Встретил в чаще еж ежа:
– Как погода, еж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
– Сколько ежей встретились?
– Как называется разговор двух или нескольких действующих лиц?
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться составлять диалоги, учиться правилам поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, уважать мнение собеседника).
V. Работа над новым материалом
1. Прочитайте разговор матери и сына
– Доброе утро, сыночек!
– Здравствуй, мамочка!
– Как спалось?
– Спасибо, хорошо.
– Что пожелали друг другу мать и сын?
– Какие “волшебные” слова вы употребляете в своей речи?
Доброе слово
Скажешь одно –
И доброты
Посеешь зерно.
Зерна такие –
Помни и знай! –
Самый богатый
Дают урожай.
А. Бродский
– Как вы понимаете смысл этих строк?
2. Прочитайте слова вежливости
Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
Прошу, заходите!
Очень вам рад!
До свидания!
Будьте здоровы!
Спокойной ночи!
Заходите, пожалуйста!
Позвольте вам помочь!
– Когда мы пользуемся этими выражениями?
3. Физкультминутка
4. Поиграем! игра “Телефон”
– Алло! Здравствуй.
– Добрый день,…
– Извини, что побеспокоил. Скажи, пожалуйста, когда мы завтра пойдем в зоопарк.
– В два часа.
– Спасибо.
Учащиеся могут предложить свои варианты разговора.
5. Диалог “В библиотеке”
Учитель может использовать такую ситуацию: “Представьте себе, что Тая идет из библиотеки, а Катя идет в библиотеку. Они встречаются по дороге, и между ними происходит разговор”.
Учитель читает текст диалога.
Катя. Здравствуй, Тая.
Тая. Здравствуй, Катя.
Катя. Очень рада тебя видеть.
Тая. И я тоже.
Катя. Ты откуда?
Тая. Из библиотеки? А ты?
Катя. В библиотеку. Какую книгу ты взяла?
Тая. “Русские народные сказки”.
Катя. А я хочу взять сказки Г. К. Андерсена.
Тая. Я только что сдала их. Возьми. Очень интересные!
Катя. До свидания.
Тая. До свидания.
Этот диалог разыгрывается в классе.
6. Составление диалога по данным словам и предложениям
Предлагается такая ситуация: “В воскресенье два друга решили вместе пойти на каток. Расскажите, как договорились провести свободное время Саша и Кирилл. Используйте слова здравствуй, пожалуйста, одиннадцать, согласен, собрался, каток”.
Возможный текст диалога Саша. Здравствуй, Кирилл.
Кирилл. Здравствуй, Саша.
Саша. Ты пойдешь сегодня на каток?
Кирилл. Да, пойду.
Саша. Давай пойдем вместе.
Кирилл. Согласен!
Саша. Во сколько встретимся?
Кирилл. В одиннадцать.
Саша. Ты не опоздаешь?
Кирилл. Нет, не опоздаю.
Саша. До свидания.
Кирилл. До встречи.
VI. Итог урока
– Прочитайте и запомните.
1) Всегда будь вежлив.
2) Вежливое обращение вызывает вежливый ответ, доброе дело и справедливые поступки. Грубое слово может ранить, обидеть человека.
3) Умей слушать, понимать речь собеседника.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
VII. Домашнее задание