МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§36 Дробные числительные. Собирательные числительные
331
1. В таблице на с. 132 найдите материал о дробных числительных. К каким числительным они относятся: к порядковым или количественным? Какие еще разряды числительных входят в эту группу?
2. Используя материалы таблицы, составьте определение дробных числительных.
Склонение дробных числительных
Дробное числительное состоит из двух частей. Первая часть называет числитель и при склонении изменяется как целое количественноечислительное.
Им. п. | Две пятых, | Семь восьмых, |
Р. п. | Двух пятых, | Семи восьмых; |
Д П. | Двум пятым. | Семи восьмым; |
В. п. | Две пятых, | Семь восьмых, |
Тв. п. | Двумя пятыми, | Семью восьмыми; |
П. п. | (о) двух пятых, | (о) семи восьмых. |
Если дробное числительное обозначает количество, то существительное при нем употребляется
332
Прочитайте вслед за учителем дробные числительные. Запишите их словами. Выделите окончания.
7/8, 4/16,6/9,3/5,4/8.
Собирательные числительные
333
1. В таблице на с. 132 найдите материал о собирательных числительных.
К каким числительным они относятся: к порядковым или количественным? Какие еще разряды числительных входят в эту группу?
2. Используя материалы таблицы, составьте определение собирательных числительных.
Собирательные числительные немногочисленны: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные употребляются:
– с существительными, которые имеют форму только множественного числа (двое ножниц, трое ворот, четверо суток);
– с одушевленными существительными дети, люди, ребята, лица (в значении люди) (трое ребят, семеро детей);
– с личными местоимениями (Нас троих оставиш на дополнительные занятия);
– с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое мальчиков), детенышей животных (семеро козлят);
– с существительными, обозначающими предметы, состоящие из двух частей (двое ножниц, трое брюк, четверо суток).
Собирательные числительные в русском языке склоняются: пятеро, пятерых, пятерым, пятерыми. В косвенных падежах собирательные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные в форме множественного числа:
334
1. В чем состоит особенность употребления собирательных числительных? Выпишите примеры собирательных числительных.
2. Предложите 2-3 своих примера к примерам, приведенным в правиле. Запишите их.
335
1. Спишите пословицы, заменяя целые числительные собирательными.
1. Кто храбр да стоек, тот (семь) стоит. 2. В лес идут, а на (три) один топор берут. 3. На (три) господ недолго наслужишься. 4. (Семь) одного не ждут. 5. (Три) осудят, а (десять) рассудят. 6. (Семь) ворот, да все в огород. 7. Один на (три) не рать. 8. Сшито на одного, так на (три) ненаденешь.
2. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.
3. Запишите морфологические признаки, которые вы можете определить у выделенного числительного (см. план разбора на с. 133).
Особенности употребления собирательных числительных оба, обе
С существительными мужского и среднего рода, а также существительными. называющими предметы женского и мужского рода, употребляется собирательное числительное оба: оба портфеля, оба дерева. Брат и сестра очень похожи: оба светловолосые, кучерявые, голубоглазые.
С существительными женского рода употребляется собирательное числительное обе: обе сестры, обе книги.
336
Прочитайте предложения. Предположите, о лицах какого пола идет речь в предложении. Свое мнение обоснуйте.
1. Мы оба были приятно удивлены (В. Катаев). 2. Обе были счастливы (Л. Улицкая). 3. Встретившись, мы оба помолодели (А. Алексин). 4. Оба больше всего ценили спокойствие и порядок (С. Довлатов). 5. Оба были мастерами своего дела (С. Довлатов).
337
1. Определите род существительных. Составьте и запишите словосочетания чиcлительное оба/обе + существительное.
Образец. Шестиклассник – оба шестиклассника. Друг, подруга, дверь, окно, пальто, костюм, синица, воробей, кролик, лиса, учебник, книга, блокнот, тетрадь, лето, писатель, сторона, водитель.
2. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
338
1. Спишите предложения. Вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков впишите слово оба в нужной форме. Расставьте знаки препинания.
1…. м..лодых объез..чика были немцами и оба говорили по-русски с казах..ким акцентом (Ф. Искандер).
2. Он одобрил темы и d программу первого собрания были поставлены… докла..чика (Д. Гранин). 3. Она оперлась г..ловой на… руки и поедала глазами строки (И. Тургенев). 4. Мы с..дели на углу бастиона так что в… ст..роны могли видеть все (М. Лермонтов). 5. Я выстрелил и… куропатки упали недалеко (М. Пришвин).
2. Сделайте морфологический и словообразовательный разбор выделенного слова.
Бастио́н
Словарь
Бастион – старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды.
339
1. Прослушайте текст. Докажите, что он относится к художественному стилю речи и повествованию как типу речи. Признаки какого типа речи встречаются в тексте?
2. Выделите структурные части текста. Какая структурная часть текста отсутствует? Предложите свой вариант окончания рассказа.
Однажды прибежал ко мне пятиклассник Владя Аникеев.
– Здравствуй! Дело есть! – сказал он, хмуро взглянув на меня. – Завтра в девять утра в парке третье звено будет драться. Я вспомнил о тебе: пусть они дерутся сколько им влезет, а ты их потихоньку сними. А потом мы твою кинокартину в школе покажем. Пусть на них все полюбуются!
…Утром, около девяти часов, я уже находился на своем боевом посту: лежал животом на нижней ветке клена, крепко держа перед собой киноаппарат.
Минут через десять мне стало совсем невмоготу, и я сел верхом, чтобы немного передохнуть. Сел… да так и замер.
Вблизи послышался легкий топот, и на полянку со всех ног вылетел мальчишка в лыжном костюме. Круто свернув с тропинки, он поскользнулся, шлепнулся, вскочил и нырнул в кусты где-то справа от меня. Не успел я и глазом моргнуть, как примчались две девчонки: одна блондинка, другая ярко-рыжая. Они приостановились, повертелись на одном месте и тоже исчезли в кустах. Последним прибежал еще мальчишка, маленький, худенький.
Все четверо в своем убежище притихли. Я не мог видеть тропинку, я видел только Оську, наблюдавшего за ней.
– Идут! – шептал он в страшном волнении. – Метров пятьдесят осталось.
И вот на полянке появились еще трое заговорщиков: поэтесса Татьяна и с ней двое мальчишек. Обоих ее спутников даже без всякой драки стоило снять на кинопленку. Один мальчишка был до пят закутан в старый байковый халат малинового цвета, а на другом был драный свитер.
По Ю. Сотнику
3. Выпишите из текста сложные слова, первой частью которых является числительное. Сделайте их разбор по составу, а также морфологический разбор.
4. Выпишите по одному примеру простых, составных, целых и собирательных числительных.
Проверьте свои знания
340 ” Четвертый лишний”
1. Шестьюдесятью, семьдесят, семьюстами, девятисот.
2. Двухсот, тремястами, пятьюдесятью, четырнадцатью.
3. Пятью слоями; двое ребятишек; обе школьницы; трое военнослужащих.
341
1. Из текста упражнения 339 выпишите словосочетания числительное + существительное. В скобках укажите следующие признаки числительных: простое (прост.) или составное (сост.), количественное (кол.) или порядковое (пор.).
2. У количественных числительных укажите разряд: целое (цел.) или собирательное (соб.), падеж.