Дружим, дружба, друзья. Понимание содержания воспринятых на слух пословиц и поговорок (предложений) о дружбе. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый и др.)

II СЕМЕСТР

УРОК 43

Тема. Дружим, дружба, друзья. Понимание содержания воспринятых на слух пословиц и поговорок (предложений) о дружбе. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый и др.)

Цель: формировать у учащихся понятия о дружбе, друге, взаимоотношениях в коллективе; развивать наблюдательность, мышление, речь, память; воспитывать дружелюбие, чувство доброты, уважения, взаимопомощи.

Оборудование: аудиозапись песни В. Шаинского “Улыбка”; сюжетные

картинки; картинки с изображением детских игр; запись рассказа Л. Н. Толстого “Веник”; иллюстрации к сказке “Петушок и бобовое зернышко”.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа со сказкой (беседа)

– Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы скажете, чем она вам понравилась. (Слушание сказки “Петушок и бобовое зернышко”.)

– Назовите главных героев сказки.

– Что случилось с петушком?

Почему?

– Как повела себя курочка?

– Кто еще помогал петушку в этой сказке?

– Что делали хозяйка, коровушка, хозяин, кузнец?

– Спасли ли они петушка?

– А что вы можете сказать о курочке, какая она? Можно ли ее назвать хорошим другом?

2. Работа с иллюстрациями к сказке

Учитель. Посмотрите на рисунки, к каким эпизодам сказки они относятся? (Предложить детям несколько эпизодов к сказке в виде рисунков.)

3. Работа с пословицами

– Друзья познаются в беде.

– Доброе братство лучше богатства.

– Как вы понимаете эти пословицы? (Объяснить на примере героев сказки.)

III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить на уроке,- дружбе, друзьях. Каждому человеку обязательно нужен друг, который поможет ему в трудную минуту, не подведет его в разных ситуациях, разделит с ним радость и горе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа о дружбе

– О чем вы мечтаете? (Дети мечтают о подарках, покупке собаки, дома для куклы, машинки с пультом управления…)

– Это хорошие подарки, которые можно купить за деньги. Но есть и то, что за деньги не купишь. Что это? (Здоровье, время, добро, любовь, дружбу…)

– Вам часто говорят дома и в школе: “Нужно быть дружными, дружно играть, дружно жить”. А что значит дружить?

– К другу нужно внимательно относиться, делиться с ним, стараться сделать для него что-то хорошее, не ссориться. Старайтесь замечать прекрасное в людях, видеть их хорошие качества, быть доброжелательными.

2. Рассказы учащихся о своих друзьях (2-3 человека)

– Скажите, у вас есть друзья? Кто ваши друзья? Расскажите о них. Опишите их.

– Как вы думаете, с чего начинается дружба?

– Я вам открою большую тайну: дружба начинается с улыбки.

Улыбнитесь мне и другу. (Учитель объясняет разницу между словами “смеяться” и “улыбаться”.)

– Улыбку можно дарить. Я вам улыбнулась – подарила улыбку, и вам стало приятно.

3. Слушание аудиозаписи песни В. Шаинского “Улыбка”

4. Игра “дружба начинается с улыбки”

Учитель. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку.

Но чтобы другу стало еще приятнее, нужно уметь говорить комплименты. Комплимент – это приятное, хорошее, доброе слово, похвала за что-либо. (Учитель приводит примеры высказываний.) Не забывайте, что комплимент нужно говорить с улыбкой!

5. Работа с картинками

Учитель демонстрирует сюжетные рисунки.

– С кем из детей, изображенных на рисунках, вы хотели бы дружить? С кем не хотели бы? Почему?

– Рассмотрите изображение игрушки. В какие игры нельзя играть самому? (Обсуждение правил честной игры.)

6. Работа с пословицами и поговорками

– Расскажите, какие пословицы о дружбе вы знаете?

– Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Без друга на сердце вьюга.

– Старый друг лучше новых двух.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Слушание рассказа Л. н. Толстого “Веник”, беседа по его содержанию

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.

Старик думает: “Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо”.

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик говорит:

– Переломите веник.

Сыновья сказали:

– Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

– Ломайте прутья! – сказал старик.

Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:

– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете.

Беседа

– Кто герои рассказа?

– Как жили братья в семье?

– О чем подумал старик?

– Что предложил сделать старик?

– Зачем старик развязал поясок на венике?

– Чего больше всего хотел старик?

– Чему учит этот рассказ?

8. Инсценировка ситуаций

– Ты поссорился с другом, а теперь хочешь с ним помириться.

– Ты принес в школу апельсин, а твой друг сегодня не принес ничего вкусненького.

– Твой друг упал, ему больно. Как ты поступишь?

– Как помирить членов семьи, которые поссорились?

9. Игра “да или нет?” Законы дружбы

Взаимодоверие; взаимопомощь; подсказка на уроках; взаимная ответственность; насмешки; придумывание прозвищ; правдивость; умение делить радость и горе.

V. Итог урока

– Какие отношения должны быть между учащимися в классе, друзьями?

– Что такое настоящая дружба?




Дружим, дружба, друзья. Понимание содержания воспринятых на слух пословиц и поговорок (предложений) о дружбе. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый и др.)