УРОК № 9
Тема. Фразеологизмы. Развитие речи. “Дорог не подарок”
Цель: дать учащимся представление о фразеологизмах, обучать умению пользоваться фразеологическим словарем, справочником крылатых выражений; формировать навыки использования фразеологизмов в речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты, фразеологический словарь, книга “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения”, лингвострановедческий словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Лексическое значение фразеологизма можно узнать из фразеологического словаря или словаря крылатых слов и выражений. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях. Фразеологизмы в толковых словарях обозначаются знаком?.
2. Выявление восприятия. Тренировочные упражнения.
1) Прочитайте предложения. Что обозначают выделенные сочетания
Петя на уроке труда работал плохо.
Петя на уроке труда работал спустя рукава.
Он бездельничал.
Он бил баклуши.
2) Подумайте, какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова.
“А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх”,- говорит тренер.
Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
Родители поставили на ноги сына, и теперь он уже живет самостоятельно.
3) Найдите в толковом словаре два фразеологизма и составьте с ними предложения.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Комментарий учителя.
Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.
2. Упражнение на развитие навыков использования фразеологизмов в речи.
Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Сравните предложения. Определите, какие из предложений звучат выразительнее.
1) Змей Горыныч унес царевну далеко.
2) Оля сильно покраснела.
3) Таня чувствует себя на катке хорошо.
4) Ученик прочел книгу до конца.
Для справок: от корки до корки, за тридевять земель, как рыба в воде, до корней волос.
3. Творческий диктант.
Дополните устойчивые выражения, включив в них названия животных. С некоторыми из них составьте предложения (по выбору).
1) Голоден как…
2) Хитер как…
3) Неповоротлив как…
4) Труслив как…
5) Надутый как…
6) Нем как…
7) Упрям как…
8) Глуп как…
4. Практическая работа.
Объясните значение фразеологических оборотов. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю. Составьте и запишите 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
Пальчики оближешь. Развесить уши. Раскрыть рот. Потерять голову. Одним духом. Плакать в три ручья. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не в своей тарелке.
5. Игра “Кто больше?”
Вспомните и назовите известные вам фразеологизмы, крылатые выражения со словами язык, голова, нос и т. д. (Например: язык без костей, язык до Киева доведет, выше головы не прыгнешь, повинную голову меч не сечет, держать нос по ветру, совать нос.)
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Словарная работа.
Ознакомление со значением слов в рамках, помещенных на с. 49.
2. Чтение текста “Пришло Рождество”.
(Учебник, с. 49.)
3. Упражнение на развитие представления о фразеологизмах и их использовании.
Упр. 91 (устно).
4. Перевод с украинского языка на русский.
Внимательно прочитайте рубрику “Переводите правильно!”, помещенную на с. 50. Запомните русские фразеологизмы, соответствующие украинским из данной рубрики.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 9 (Теория А, с. 46). Упр. 84.