УРОК № 54
Тема. Имя числительное как часть речи
Цель: дать учащимся представление об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных, простых и составных числительных.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Именами числительными называют слова, которые обозначают количество, а также порядок предметов при счете.
Числительные, которые обозначают
Числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который?, называются порядковыми, например: первый дом в переулке, одиннадцатый месяц, пятидесятый год.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Отгадайте загадки. Выпишите количественные и порядковые числительные в два столбика.
1) Два конца, два кольца – посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)
3. Объяснение учителя.
Некоторые числительные обозначаются одним словом, например: пять, пятьдесят, другие – двумя или более словами, например: двадцать пять, триста пятьдесят семь.
Числительные, состоящие из одного слова,- простые числительные; состоящие из двух или более слов – составные числительные.
4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Запишите числительные в два столбика: в первый – простые, во второй – составные.
Сто, одиннадцать, семидесятый, один, триста пятьдесят седьмой, три, сорок, шестьдесят, две тысячи шестой, девятнадцатый, триста.
5. Объяснение учителя.
Имена числительные могут быть разными членами предложения. Например:
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Развитие умения отличать числительные от других частей речи.
Дополните каждый ряд словами.
Имя существительное | (кто? что?) | Двойник, … Двойка, … |
Имя прилагательное | (какой?) | Двойной, семидневный, … |
Имя числительное | (сколько? | Два, … |
Какой?) | Второй, … | |
Глагол | (что сделать? что делать?) | Удвоить, … |
Слова для справок: три, трехместный, утроить, сотый, сто, столетний, пятак, пятиклассник, пятерня, пять, пятый, пятиэтажный.
Внимание! Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
2. Упражнение на разграничение простых и составных числительных.
Запишите словосочетания. Над простыми числительными надпишите пр., над составными – сост.
Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие – на приблизительное? На каком месте стоит имя числительное в первой группе словосочетаний? В каких стилях речи преимущественно употребляются названия точного количества?
Десять дней – дней десять – около десяти дней. Сто двадцать шагов – шагов сто двадцать. Пять тысяч – тысяч пять – около пяти тысяч. Шестьсот тонн – тонн шестьсот – около шестисот тонн. Два года – года два – около двух лет.
3. Упражнение на разграничение количественных и порядковых числительных.
Прослушайте сказку-загадку. Выпишите в первый столбик количественные числительные, во второй – порядковые, в третий – существительные, образованные от числительных.
Вышел Старик-Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка – подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то непростые, у каждой по четыре крыла, а в каждом крыле семь перьев.
4. Определение синтаксической роли имен числительных. Запишите предложения. Выделенные слова подчеркните как члены предложения.
1) Входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А. Пушкин) 2) С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика. (А. Пушкин) 3) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин) 4) Семь и четыре – одиннадцать.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 49-50. Упр. 574.