Имя числительное как часть речи (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Который час?”

УРОК № 55

Тема. Имя числительное как часть речи (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Который час?”

Цель: дать учащимся представление о написании мягкого знака в числительных; формировать навыки грамотного письма.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Простые числительные от 5 до 10 и числительные, которые кончаются на – дцать

(от 11 до 20 и 30), пишутся с мягким знаком на конце, например: семь, пятнадцать.

Числительное одиннадцать (“один-на-дцать”) пишется с двумя н.

Числительные, которые заканчиваются на – десят (50-80) и на – сот (500-900) пишутся с мягким знаком в середине, например: пятьдесят, пятьсот.

В русском языке числительные миллион, миллиард пишутся с двумя л.

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Запишите числительные словами.

7, 8, 10, 11, 16, 19, 30, 60, 800.

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.

Словарный диктант.

Запишите, заменив словами одно из чисел (по выбору). Подчеркните мягкий знак в числительных.

Прочитал (59, 67, 76, 250) страниц. Выучил (50, 87, 630) иностранных слов. Жители села выписывают (540, 726, 925) экземпляров газет и (68, 78, 88) экземпляров журналов. В домашней библиотеке имеется (798, 889, 937) книг.

2. Диктант с комментированием.

Запишите предложение, числительные пишите словами. Объясните написание мягкого знака в числительных.

Меркурий обегает Солнце в 88 дней, Венера – в 225 дней, Земля – в 365 дней, Юпитер – в 12 лет, Сатурн – в 29 лет 167 дней, Уран – в 84 года, Нептун – в 165 лет.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Словарная работа.

Ознакомление со словами, помещенными в рамках на с. 264, выяснение лексического значения слов полночь, полдень; углубление знаний – чтение статьи “Кремлевские часы”.

2. Чтение текста “Парадокс”.

3. Углубление знаний.

Прочитайте рубрику “Обратите внимание!”.

Сколько значений имеет слово часы? Как называются слова с несколькими значениями?

4. Выработка навыков грамотной речи.

Внимательно прочитайте рубрику “Сравните!”, с. 266. Сравните, как говорят о времени по-русски и по-украински. Запомните, как говорить правильно.

5. Практическое упражнение.

Ответьте на вопрос: “Который час?”

8.00; 9.15; 12.00; 13.30; 16.30; 17.45; 18.45; 19.40.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 49-50. Упр. 578, 583.




Имя числительное как часть речи (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Который час?”