Контрольная работа. “Глагол. Наречие. Служебные части речи”. Контрольное аудирование

УРОК № 58

Тема. Контрольная работа. “Глагол. Наречие. Служебные части речи”. Контрольное аудирование

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределенную форму глагола, а также форму прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов; правильно их пишут и произносят; различают значения предлогов, союзов, частицы не.

Оборудование: тестовые задания, текст для контрольного аудирования.

Тип урока: контроль и коррекция

знаний

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий и аудирования. Проведение инструктажа по выполнению заданий тестового характера и аудирования.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

– Выполнение учащимися тестовых заданий.

(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)

1. Укажите строку, в которой все части речи являются самостоятельными:

VА мы, белый, искать;

Б дерево, через, этот;

В но, горячо, веселый.

Приведите три примера самостоятельных частей речи и укажите,

какие это части речи.

2. Укажите строку, где во всех глаголах после т пишется ь:

А получает..ся, встречаться, увлекает..ся;

Б слышит..ся, улыбат..ся, занимат..ся;

VВ умыват..ся, радоват..ся, катат..ся.

Расставьте ударение в словах: поняла, гнала, спала.

3. Укажите строку, где во всех случаях не является частицей и пишется раздельно:

А (не)бывать, (не)годовать, (не)навидеть;

VБ (не)выполнять, (не)чувствовать, (не)приходить;

В (не)запомнить, (не)волить, (не)хотеть.

С одним из данных глаголов составьте и запишите предложение.

4. Укажите группу словосочетаний, в состав которых входит глагол 2-го лица:

А высоко взлететь, легко достичь;

Б сильно напрягся, очень стремился;

VВ широко льешься, глубоко нырнешь.

Из словосочетаний выпишите наречия и поставьте в них ударения.

5. Укажите строку, в которой все предлоги употреблены правильно:

А иду со школы, приехать з Киева;

Б говорить про передачу, скучаю за бабушкой;

VВ подошел к дому, волноваться о детях.

Запишите словосочетания с речевыми ошибками в исправленном виде.

6. Укажите предложение, в котором союз употреблен неверно.

VА Он человек хороший, но добрый.

Б Цветы пахли резко, но приятно.

В Учитель был строгий, но справедливый.

Составьте предложение с союзом.

– Проведение контрольного аудирования.

I вариант

ЕЖ

Раз я шел по берегу ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Он страшно фыркнул.

– Ах, ты так! – сказал я и спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине – иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно. Как только я затих у стола, ежик развернулся, огляделся, попробовал идти туда, сюда. Выбрал себе место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажег лампу. Ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И он пустился бегать по комнате.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака. А ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежику. Он так и шнырял между ними, нюхал и почесывал иголками мои сапоги.

Я прочитал газету, уронил ее на пол, лег на кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест в комнате. Я зажег свечу и заметил, как еж юркнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Я оставил гореть свечу, а сам не сплю, раздумываю. “Зачем ежику газета понадобилась?” Скоро мой жилец выбежал из-под кровати – прямо к газете. Вертелся возле нее, шумел, и наконец надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я понял его. Он тащил ее себе для гнезда. Скоро еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Когда он кончил это важное дело, он вышел из своего жилища, остановился против кровати и стал разглядывать свечу – луну.

Я спрашиваю:

– Что тебе еще надо?

Ежик не испугался.

– Пить хочешь?

Я встал. Ежик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой. То налью воды в тарелку, то опять волью в ведро. И так шумлю, будто это ручеек.

– Ну, иди, иди,- говорю.- Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и воду приготовил.

Смотрю: ежик двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он движется – и я двигаю. Так мы и сошлись.

– Пей,- говорю. И он стал лакать.

А я легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и говорю:

– Хороший ты малый, хороший!

Напился еж, я говорю:

– Давай спать.

Я лег и задул свечу.

Не знаю, сколько я спал. Слышу: опять в комнате работа. Зажигаю свечу. Ежик бежит по комнате, а на колючках у него – яблоко. Прибежал в гнездо, оставил его там и за другим бежит в угол. А в углу стоял мешок с яблоками. Вот еж подбежал, свернулся около яблок и опять бежит. На колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня ежик. А сейчас, когда я пью чай, я непременно его на стол беру. То молока ему налью – он выпьет, то булочки ему дам – он съест.

(480 сл.) (М. Пришвин)

Вопросы к тексту “Еж”

1. Автор нашел ежа:

VА на берегу ручья;

Б на берегу речки;

В на берегу озера.

2. Еж нашел себе пристанище:

А под столом;

VБ под кроватью;

В под креслом.

3. Что заменяло ежу луну?

А свет телевизора;

Б свет фонаря;

VВ свет свечи.

4. Еж обнаружил мешок с яблоками:

А на стуле;

VБ в углу;

В на столе.

5. Автор подкармливал ежика:

А яблоками и булочкой;

Б яблоками и молоком;

VВ молоком и булочкой.

6. К какому стилю речи относится текст?

VА Художественный;

Б разговорный;

В научный.

II вариант

ЗАБОТЛИВЫЙ ЦВЕТОК

Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется он кипрей.

Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке, около которого сажали сосновые леса.

Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович любил немного посидеть на скамейке около воды.

В этот вечер я тоже застал лесничего на скамейке на берегу реки. В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас – белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.

– Кипрей – это наш помощник,- заметил Михаил Михайлович.

– Не знаю, чем кипрей вам помогает. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.

– Потому его и прозвали в народе Иван-чаем,- объяснил Михаил Михайлович.- А помогает он нам вот в чем.

Михаил Михайлович стал рассказывать.

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов погибают.

Оказалось, что кипрей – очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все слабенькие побеги, пока зима не покроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их защитник, их нянька. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.

– Вы думаете, один кипрей такой замечательный? – спросил Михаил Михайлович.- Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят. Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Перед отъездом я сорвал кисть кипрея и высушил в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.

Я заложил эту сухую кисть в толстую книгу. И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь этого простенького и скромного цветка интереснее самых волшебных сказок.

(405 сл.) (По К. Паустовскому)

Вопросы к тексту “Заботливый цветок”

1. Как еще называют кипрей?

А Иван-да-Марья;

VБ Иван-чай;

В водокрас.

2. Где разрастается кипрей?

VА На лесных пожарищах и порубках;

Б на берегах рек;

В в оврагах.

3. Чем ценен кипрей?

А Его листья заваривают вместо чая.

Б Он украшает землю своими яркими пунцовыми цветами.

VВ Он выделяет из себя теплоту.

4. Какое значение имеет слово “пунцовый”?

VА Ярко-красный;

Б темно-красный;

В ярко-розовый.

5. Определите основную мысль текста.

VА Нет у нас лучших друзей, чем растения.

Б Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.

В Вокруг кипрея всегда стоит теплый воздух.

6. Определите тип речи данного текста.

А Описание;

VБ повествование;

В рассуждение.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Записать пять названий животных и подобрать к каждому из них по два их признака.

Образец: жираф – высокий рост, добрый нрав.

IV. ИТОГ УРОКА

Ответы на вопросы учащихся.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,50 out of 5)


Контрольная работа. “Глагол. Наречие. Служебные части речи”. Контрольное аудирование - Плани-конспекти уроків по російській мові


Контрольная работа. “Глагол. Наречие. Служебные части речи”. Контрольное аудирование