УРОК № 58
Тема. Контрольная работа. “Глагол. Наречие. Служебные части речи”. Контрольное аудирование
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределенную форму глагола, а также форму прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов; правильно их пишут и произносят; различают значения предлогов, союзов, частицы не.
Оборудование: тестовые задания, текст для контрольного аудирования.
Тип урока: контроль и коррекция
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий и аудирования. Проведение инструктажа по выполнению заданий тестового характера и аудирования.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
– Выполнение учащимися тестовых заданий.
(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
1. Укажите строку, в которой все части речи являются самостоятельными:
VА мы, белый, искать;
Б дерево, через, этот;
В но, горячо, веселый.
Приведите три примера самостоятельных частей речи и укажите,
2. Укажите строку, где во всех глаголах после т пишется ь:
А получает..ся, встречаться, увлекает..ся;
Б слышит..ся, улыбат..ся, занимат..ся;
VВ умыват..ся, радоват..ся, катат..ся.
Расставьте ударение в словах: поняла, гнала, спала.
3. Укажите строку, где во всех случаях не является частицей и пишется раздельно:
А (не)бывать, (не)годовать, (не)навидеть;
VБ (не)выполнять, (не)чувствовать, (не)приходить;
В (не)запомнить, (не)волить, (не)хотеть.
С одним из данных глаголов составьте и запишите предложение.
4. Укажите группу словосочетаний, в состав которых входит глагол 2-го лица:
А высоко взлететь, легко достичь;
Б сильно напрягся, очень стремился;
VВ широко льешься, глубоко нырнешь.
Из словосочетаний выпишите наречия и поставьте в них ударения.
5. Укажите строку, в которой все предлоги употреблены правильно:
А иду со школы, приехать з Киева;
Б говорить про передачу, скучаю за бабушкой;
VВ подошел к дому, волноваться о детях.
Запишите словосочетания с речевыми ошибками в исправленном виде.
6. Укажите предложение, в котором союз употреблен неверно.
VА Он человек хороший, но добрый.
Б Цветы пахли резко, но приятно.
В Учитель был строгий, но справедливый.
Составьте предложение с союзом.
– Проведение контрольного аудирования.
I вариант
ЕЖ
Раз я шел по берегу ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Он страшно фыркнул.
– Ах, ты так! – сказал я и спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине – иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.
Положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно. Как только я затих у стола, ежик развернулся, огляделся, попробовал идти туда, сюда. Выбрал себе место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажег лампу. Ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И он пустился бегать по комнате.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака. А ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежику. Он так и шнырял между ними, нюхал и почесывал иголками мои сапоги.
Я прочитал газету, уронил ее на пол, лег на кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест в комнате. Я зажег свечу и заметил, как еж юркнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Я оставил гореть свечу, а сам не сплю, раздумываю. “Зачем ежику газета понадобилась?” Скоро мой жилец выбежал из-под кровати – прямо к газете. Вертелся возле нее, шумел, и наконец надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
Тут я понял его. Он тащил ее себе для гнезда. Скоро еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Когда он кончил это важное дело, он вышел из своего жилища, остановился против кровати и стал разглядывать свечу – луну.
Я спрашиваю:
– Что тебе еще надо?
Ежик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ежик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой. То налью воды в тарелку, то опять волью в ведро. И так шумлю, будто это ручеек.
– Ну, иди, иди,- говорю.- Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и воду приготовил.
Смотрю: ежик двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он движется – и я двигаю. Так мы и сошлись.
– Пей,- говорю. И он стал лакать.
А я легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и говорю:
– Хороший ты малый, хороший!
Напился еж, я говорю:
– Давай спать.
Я лег и задул свечу.
Не знаю, сколько я спал. Слышу: опять в комнате работа. Зажигаю свечу. Ежик бежит по комнате, а на колючках у него – яблоко. Прибежал в гнездо, оставил его там и за другим бежит в угол. А в углу стоял мешок с яблоками. Вот еж подбежал, свернулся около яблок и опять бежит. На колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня ежик. А сейчас, когда я пью чай, я непременно его на стол беру. То молока ему налью – он выпьет, то булочки ему дам – он съест.
(480 сл.) (М. Пришвин)
Вопросы к тексту “Еж”
1. Автор нашел ежа:
VА на берегу ручья;
Б на берегу речки;
В на берегу озера.
2. Еж нашел себе пристанище:
А под столом;
VБ под кроватью;
В под креслом.
3. Что заменяло ежу луну?
А свет телевизора;
Б свет фонаря;
VВ свет свечи.
4. Еж обнаружил мешок с яблоками:
А на стуле;
VБ в углу;
В на столе.
5. Автор подкармливал ежика:
А яблоками и булочкой;
Б яблоками и молоком;
VВ молоком и булочкой.
6. К какому стилю речи относится текст?
VА Художественный;
Б разговорный;
В научный.
II вариант
ЗАБОТЛИВЫЙ ЦВЕТОК
Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется он кипрей.
Об этом кипрее я и хочу рассказать.
Прошлым летом я жил в маленьком городке, около которого сажали сосновые леса.
Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович любил немного посидеть на скамейке около воды.
В этот вечер я тоже застал лесничего на скамейке на берегу реки. В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас – белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.
– Кипрей – это наш помощник,- заметил Михаил Михайлович.
– Не знаю, чем кипрей вам помогает. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
– Потому его и прозвали в народе Иван-чаем,- объяснил Михаил Михайлович.- А помогает он нам вот в чем.
Михаил Михайлович стал рассказывать.
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов погибают.
Оказалось, что кипрей – очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все слабенькие побеги, пока зима не покроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их защитник, их нянька. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
– Вы думаете, один кипрей такой замечательный? – спросил Михаил Михайлович.- Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят. Нет у нас лучших друзей, чем растения.
Перед отъездом я сорвал кисть кипрея и высушил в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.
Я заложил эту сухую кисть в толстую книгу. И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь этого простенького и скромного цветка интереснее самых волшебных сказок.
(405 сл.) (По К. Паустовскому)
Вопросы к тексту “Заботливый цветок”
1. Как еще называют кипрей?
А Иван-да-Марья;
VБ Иван-чай;
В водокрас.
2. Где разрастается кипрей?
VА На лесных пожарищах и порубках;
Б на берегах рек;
В в оврагах.
3. Чем ценен кипрей?
А Его листья заваривают вместо чая.
Б Он украшает землю своими яркими пунцовыми цветами.
VВ Он выделяет из себя теплоту.
4. Какое значение имеет слово “пунцовый”?
VА Ярко-красный;
Б темно-красный;
В ярко-розовый.
5. Определите основную мысль текста.
VА Нет у нас лучших друзей, чем растения.
Б Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.
В Вокруг кипрея всегда стоит теплый воздух.
6. Определите тип речи данного текста.
А Описание;
VБ повествование;
В рассуждение.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Записать пять названий животных и подобрать к каждому из них по два их признака.
Образец: жираф – высокий рост, добрый нрав.
IV. ИТОГ УРОКА
Ответы на вопросы учащихся.