Цель: проверить умения четвероклассников воспринимать на слух незнакомый текст (объем – 230-300 слов) и понимать высказывание, используя приемы, нацеленные на осмысление и запоминание прослушанного; правильно под диктовку записывать текст (объем – 56-60 слов), в котором содержатся слова на выученные правила, слова из списков для запоминания, изученные знаки препинания, а также проверять написанное на слух и должным образом оформлять работу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач
2. Мотивация.
Вы должны быть внимательны на уроке, чтобы при выполнении контрольных заданий показать свои знания и следующие умения: воспринимать на слух незнакомый текст и понимать высказывание; правильно под диктовку записывать текст, должным образом оформляя работу, а также проверять написанное на слух. Обратите внимание, что в тексте слухового диктанта содержатся слова на выученные правила, слова из списков для запоминания, изученные знаки препинания.
II. Операционно-познавательный этап.
3. Контрольное аудирование.
Работа с памяткой “Как работать во время аудирования”
Актуализация знаний учащихся о приемах, помогающих лучше осмыслить и запомнить прослушанное: размышление о том, что может быть интересно (полезно); мысленное рисование “живых картинок”; предположение, о чем будет идти речь дальше; нахождение ключевых слов и сочетаний слов и др.
Чтение учителем художественного текста.
ЛЕСНОЙ ДОКТОР
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного* леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг ее пня было множество пустых еловых шишек. Это все дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.
– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осину. – Вам велено* резать сухостойные деревья, а вы что сделали?
– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Все равно пропадет.
Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину,
Внутри ствола прошел червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червем, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвертый… Нетолстый ствол осины походил на свирель* с клапанами. Семь дырок сделал “хирург” и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.
Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат* для музея.
– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы ее срезали.
Пареньки удивились.
(244 слова) М. Пришвин
Словарная работа: выяснение значений непонятных учащимся слов.
* Сухосто? й – засохшие деревья; веле? ть – приказать; свире? ль – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или тростника; экспона? т – предмет, выставленный на выставке, в музее.
Тестирование по содержанию прослушанного текста (шесть вопросов с тремя вариантами ответов каждый):
1. Что автор и его спутники наблюдали в лесу?
А Разные грибы – съедобные и ядовитые.
Б Жизнь дупляных птиц.
В Жизнь зверей и птиц.
2. Какое интересное дерево наметили для наблюдения исследователи?
А Дуб.
Б Березу.
В Осину.
3. Что делали два паренька в лесу?
А Заготовляли дрова из сухостойного дерева.
Б Собирали грибы и ягоды.
В Наблюдали за жизнью зверей и птиц.
4. Сколько дырок в осине сделал дятел, прежде чем достать червяка?
А Пять.
Б Семь.
В Восемь.
5. Для чего автор и его спутники вырезали и взяли с собой кусок дерева с отметинами, сделанными дятлом?
А Для музея.
Б Чтобы показать дома работу дятла.
В Чтобы сделать из него какую-то поделку.
6. Какова тема рассказа “Лесной доктор”?
А Рассказать о лесном докторе – дятле.
Б Рассказать о том, как дятел осину спас, а люди погубили.
В Обратить внимание людей (читателей) на то, что нужно охранять природу.
4. Контрольный слуховой диктант.
Работа с памяткой “Как писать слуховой диктант” (см. “Тетрадь для контрольных работ по русскому языку. 4 класс”, с. 46).
Чтение учителем текста.
ГОРЬКАЯ ВОДА
Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было его нести. Мальчики это заметили. Но Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать старушке.
Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал па улицу. Вода ему показалась горькой.
(69 слов) В. Осеева
Словарная работа: выяснение значений непонятных учащимся слов.
Записывание учащимися текста под диктовку учителя.
Повторное чтение учителем текста, проверка работы учащимися.