Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них

УРОК № 61

Тема. Обособленные обстоятельства, Знаки препинания при них

Цель: дать школьникам понятие об обособленных обстоятельствах; изучить с ними правило обособления обстоятельств; развивать у учащихся пунктуационные навыки; воспитывать у них уважение к своей стране.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные обстоятельства и осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обособленными обстоятельствами; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование:

учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Беседа с учащимися.

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?

– Что называется деепричастием?

– Что такое деепричастный оборот?

– Что вы знаете о постановке знаков препинания при одиночных деепричастиях

и деепричастном обороте?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните предложения в двух колонках. Можете ли вы объяснить отсутствие знаков препинания во второй колонке?

Особенно не торопясь, он шел по направлению к дому.

Он не погасил свет, уходя.

Даша вязала, спуская петли.

Он шел не торопясь

Вошел он молча.

Нельзя работать спустя рукава.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] – с. 211-212, с. 227.

[2] – с. 191-194.

– Слово учителя.

Нельзя не обратить внимание на интонацию предложений с обособленными членами. Пауза в таких предложениях является тем знаком, который сигнализирует о возможности постановки запятой:

 Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них

Однако в тех случаях, когда деепричастию или деепричастному обороту предшествует союз и, пауза находится не на месте постановки запятой: Планер круто взлетел вверх || и, описав большой круг, | стал плавно спускаться.

Поэтому при решении пунктуационных задач нельзя опираться только на интонацию, важно проанализировать, что соединяет союз и: однородные члены предложения (сказуемые), как в примере выше, или два деепричастных оборота:  Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них

– Тренировочные упражнения.

1. Спишите, расставляя знаки препинания. Что соединяет союз и? Поезд подошел к станции остановился и готовясь тронуться

Дальше тяжело отдувался. (К. Паустовский) …Сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск за вечерней газетой. (И. Бродский) Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно. (И. Бродский) Сергей вошел потирая руки и кивнув мне уселся рядом. Опустив голову и закрыв лицо руками она медленно выходила на крыльцо. (Л. Толстой) В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша. (А. Н. Толстой)

2. Выпишите из предложений обособленные обстоятельства вместе с определяемыми словами. Чем выражены обособленные обстоятельства? Расставьте знаки препинания.

Вспыхнули фары озарив сонную улицу и погасли. Я проснулся услышав шум за стеной и вышел из дому. Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. Пушкин) Старик что-то сказал улыбнувшись. Татьяна любит не шутя. (А. Пушкин) Уж за рекой дымясь пылает огонь рабочий. (А. Пушкин) В тот же день несмотря на хорошую погоду нам удалось пройти немного. (В. Арсеньев)

3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями и запишите их. Объясните расстановку знаков препинания.

Строя коттедж, закончив статью, положа руку на сердце, не покладая рук, готовясь к контрольной работе, глядя в глаза.

4. Спишите, заменяя причастия деепричастиями и расставляя знаки препинания.

Мес..ц бл..дневший на зап..де готов уже был скрыт..ся. Изредк.. наб..гал пр..хладный вет..р пр..поднимавший гриву л..шадям. Туманы как будто пугающиеся пр..бл..жения дня сползали в пропасть. Ветви замыкавшие п..ляну к..чались под дуновением в..терка. Появившийся из-за легких обл..ков первый снег медле..о падал на землю.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] – 215 (письменно).

[2] – 461 (письменно).

– Диктант.

Вопреки расхожему мнению, в некоторых отраслях интеллектуальной и творческой деятельности Украина идет в ногу с ХХІ веком.

Знаете ли вы, что “Титаник”, “Код да Винчи”, “Войну миров” и другие голливудские блокбастеры снимали, используя украинское оборудование? Компания “Фильмотехник”, производящая операторские краны, установки для съемки с машин и вертолетов, подъемники и много другое, была отмечена должным образом, получив в 2006 году два технических “Оскара”.

Есть у нас открытия и в области кардиохирургии. Теперь младенцам с врожденным пороком сердца делают операции, используя их собственную пуповинную кровь, а не донорскую, как раньше, в первые часы после рождения. Это заметно повышает шансы на успех, ускоряя восстановление маленького пациента. Идею украинских врачей, помимо американцев, оценили японцы и австралийцы.

(Из календаря)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] – 216 (письменно); [2] – 460 (письменно).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Когда при деепричастном обороте не ставится запятая?




Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них