Цель: проверить умения четвероклассников письменно излагать прочитанный (прослушанный) текст, используя приемы, нацеленные на осмысление и запоминание информации; излагать материал логично, последовательно, придерживаясь темы и основной мысли высказывания, а также должным образом оформлять работу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Вы должны быть внимательными на уроке, чтобы при выполнении контрольной работы показать следующие умения: воспринимать
II. Операционно-познавательный этап.
3. Контрольное изложение.
Работа с памяткой “Как составлять письменное изложение” (см. “Тетрадь для контрольных работ по русскому языку. 4 класс”, с. 24).
Актуализация знаний учащихся о приемах, помогающих лучше осмыслить и запомнить прослушанное (размышление о том, что может быть интересно (полезно); мысленное
Чтение учителем художественного текста (объем – 60-80 слов) (см. “Тетрадь для контрольных работ по русскому языку. 4 класс”, с. 24). Учащиеся следят по тексту.
Словарная работа: выяснение значений непонятных учащимся слов.
Составление плана по содержанию текста.
Запись учащимися изложения на черновике по составленному плану. Следует обратить внимание учащихся на средства связи предложений в тексте.
Проверка учащимися работы и исправление в ней ошибок.
Запись исправленного текста в чистовик.
_____________________________________
1 Данный вид проверки предусмотрен для проведения в конце 1-го семестра. Считаем целесообразным в конце 1-го семестра проверить умения четвероклассников устно пересказывать текст; проверку письменно излагать прочитанное (прослушанное) высказывание логично перенести на 2-й семестр, когда младшие школьники будут более подготовлены к указанному виду работы.