Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарем

УРОК № 13

Тема. Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарем

Цель: научить школьников определять безударную гласную в корне слова; формировать умение применять изученные правила и пользоваться орфографическим словарем; воспитывать интерес к языку, слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают сильные и слабые позиции гласных звуков, подбирают проверочные слова для проверки безударных гласных в корне; умеют работать с орфографическим словарем.

Оборудование:

учебник, словари, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Проблемный вопрос.

– Почему изменение слова является одним из способов проверки правильного написания безударной гласной в корне слова?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Фонетическое упражнение.

Запишите звуковой состав данных слов. Подчеркните безударные гласные.

Образец: стекло – [ст’икло5].

Столы, коридор, темнота, память.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 56-57.

– Вопросы учащимся.

– Какой раздел науки о языке называется орфографией?

– Что такое орфограмма?

– Для чего служит орфографический словарь?

– Какие слова называются проверочными?

– Какие слова называются словарными?

– Работа с орфографическим словарем.

(Рекомендуется на каждую парту положить словарь.)

Пользуясь словарем, запишите слова с пропущенными буквами. Подчеркните орфограммы.

Ап..льсин, б..гаж, г..раж, в..трина, к..стюм, м..газин, д..корация, в..л..сипед, м..рковь, торм..з, тр..туар.

– Можно ли к данным словам подобрать проверочные?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Задание учащимся*.

Из текста, записанного на доске, выпишите слова с пропущенными гласными. Подберите проверочные слова.

Ос..нь поз..лотила л..са и п..ля. Пож..лтели д..ревья в л..су. Дети шли по л..сной тр..пинке. Пот..нул легкий в..терок. Настали х..лодные дни.

– Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите их вместе с проверочными словами. Запишите звуковой состав выделенных слов.

К..лоть, пор..деть, р..мень, т..желый, к..пуста, п..тно, св..сток, л..вить, д..лекий, к..нфета, ст..кан, ст..рик, в..зать, поч..нить.

КАРТОЧКА № 2

К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочные. Расставьте ударение. Подчеркните орфограммы.

Образец: цветна5я – цве5т.

Оч..ровать, пром..нять, выт..щить, с..нева, прим..рять (костюм), к..чать, р..сковать, под..рить, од..лжить, поб..дить.

– Тренировочные упражнения.

1. Спишите слова, проверьте обе безударные гласные, подобрав для каждой проверочное слово. Подчеркните орфограммы.

Образец: ст..р..на – ста5рый, стари5нный – старина.

Г..в..рить, б..р..да, м..л..дой, з..л..неть, д..р..вянный, з..рк..ла, х..л..док, х..х..тать, д..р..гой, к..л..сок.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Образец: Сп..ши текст (пи5шут), не сп..ши, не торопись (спе5шка).

Пол..скать собачку – пол..скать белье; зап..вать песню – зап..вать лекарство; пос..деть на крыльце – рано пос..деть.

– Распределительный диктант.

Запишите в три столбика слова: 1) с безударной гласной, проверяемой ударением; 2) с непроверяемой безударной гласной; 3) с одной гласной в слове. Запишите проверочные слова к словам первой группы.

Морковь, осень, лошадь, степь, площадь, медаль, молодежь, помощь, тетрадь, мебель, кровать, ночь, болезнь, сирень, рожь, бровь.

– Чего в данных словах больше – звуков или букв? Почему?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 11.

2. выполнить упражнение: [1] 111.

3. Составить предложения со словами: посветить – посвятить, раздражать – задрожать.

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопросы учащимся.

– Каково назначение орфографического словаря?

– Как найти орфограмму в слове?

– Как называются слова, написание которых проверить нельзя? Почему они так называются?

___________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Говердовская И. Б. Русский язык. 5 класс: Вставь букву. – Х.: Веста: Издательство “Ранок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарем - Плани-конспекти уроків по російській мові


Написание гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Ознакомление с орфографическим словарем