Цель: углублять знания учащихся о народных ремеслах и декоративном искусстве Украины и России; развивать память, наблюдательность, чувство прекрасного, совершенствовать монологическую речь учащихся, умения анализировать и сравнивать; воспитывать любовь к своей стране, уважительное отношение к труду.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Важен ли труд в жизни человека? Какие ремесла вам известны? Что вы уже умеете делать сами? Как нужно выполнять свою
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 176.
Прочитайте пословицы и поговорки из левой колонки. Подберите из правой колонки пословицы или поговорки, близкие по значению высказываниям из левой колонки.
1. Рабочие руки не знают скуки. 2. Терпение и труд все перетрут. 3. Хороший кузнец и лягушку подкует. | 1. У искусного1 мастера всякий инструмент хорош. 2. Усердная мышь доску перегрызет. 3. Хорошему хозяину день мал. |
Выполнение дополнительного задания: запишите по памяти какую-либо пару пословиц
4. Работа с текстом: упр. 177.
Работа с иллюстрациями (с. 75).
Чтение текста учащимися со вставкой подходящих по смыслу слов.
Беседа по содержанию текста.
5. Работа с информацией рубрики “Для почемучек” (с. 76).
6. Выполнение задания в тетради по развитию речи (с. 23, упр. 2). Сопоставление узоров украинской петриковской и русской хохломской росписей.
7. Прослушайте текст. Какие еще народные ремесла вы знаете? (Учитель демонстрирует заранее подготовленные фотографии или рисунки предметов, о которых идет речь в тексте.)
Узорное ткачество – древнее самобытное искусство – вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту. Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды: сарафанов, юбок, рубах, передников, шушпанов2 и др. Дополняли костюмы узорные тканые пояса. Ткали также изделия, предназначавшиеся для убранства крестьянской избы – полотенца, скатерти, дорожки и половики.
Из Интернета
8. Выполнение задания в тетради по развитию речи (с. 23, упр. 3). Чтение отрывка из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А. Пушкина. Беседа о предметах декоративного искусства.
III. Коррекционно-оценочный этап.
9. Обобщение и систематизация изученного: упр. 178.
10. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 179.
11. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.
___________________________________
1 Иску? сный – здесь: обладающий высоким мастерством.
2 Шушпа? н – старинная крестьянская одежда в виде свободного кафтана.