УРОК № 28
Тема. Назывные предложения
Цель: углубить знания учащихся о назывных предложениях, научить различать назывные и двусоставные предложения и правильно использовать те и другие в речи; развивать речь школьников; воспитывать у них интерес к культуре России.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают назывные предложения; различают назывные и двусоставные предложения (смысловые различия); знают о синтаксической синонимии назывных и двусоставных предложений.
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.
Тип
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Составьте пять безличных предложений, включив в составное глагольное сказуемое слова нужно, нельзя, некогда (нет времени), невозможно, пора.
Образец: Можно. – Тебе можно немного погулять.
КАРТОЧКА 2
Составьте предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом.
Образец: Доплыть. – Только бы доплыть до берега. Построиться. – Построиться в две шеренги!
Догнать. Опаздывать. Увидеть. Не отставать. Побывать
КАРТОЧКА 3
Трансформируйте двусоставные предложения в безличные. определите вид сказуемого.
Образец: Я скучаю. – Мне скучно. Комната чистая, светлая. – В комнате чисто, светло.
Ты грустишь. Ты обиделся на меня? Могу я войти? Дом просторный, уютный. Вагон свободный, удобный. Выставка будет интересной.
– Выборочный диктант.
Выпишите из предложений грамматические основы. Определите вид односоставных предложений и тип сказуемого в двусоставных конструкциях.
Светало. Снежное поле с застывшими волнами вдруг порозовело от холодного солнца. (В. Белов) Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. (И. Бунин) Все больше заносит снегом окошко. (И. Бунин) Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. (В. Шукшин) Иду не торопясь. Холодно. Стало пустынно. (Г. Федосеев) В это время позвонили в дверь. (В. Шукшин) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Пословица) Суждено нам разлучиться. (А. Блок) Тебя просят уйти.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните предложения. Являются ли они синонимичными?
Зима. – Наступила зима.
– В первом случае назывное предложение указывает на время года, когда совершали события, о которых пойдет речь. Во втором случае зима рассматривается в ее становлении, движении. (Недавно ее не было, а теперь она наступила. Ср.: Была зима. Зима отступает.)
Сегодня мы научимся правильно использовать в речи те и другие предложения.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
Назывные предложения – экспрессивное средство языка. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, вводят в нее. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья солнца во мгле. (А. Ахматова) Будучи выразительным средством языка, назывные предложения чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи. Они часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которых составляется общая картина. (См. примеры выше.)
Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична. Она не изменяется, не живет во времени (глагол отсутствует).
Назывные предложения характеризуются специфической интонацией: они произносятся в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно.
Назывные предложения могут входить в состав сложного. Например: Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, плачут тополя. (С. Есенин) Назывные предложения могут быть распространенными (только определениями) и нераспространенными.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] – 126 (устно).
[2] – 228 (письменно).
– Тренировочные предложения.
1. Вставьте вместо точек назывные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы.
… но я не мог уснуть. … слышен только стук падающих на подоконник капель. … темноту прорезают молнии. … солнце палит невыносимо. … первые лучи освещают верхушки деревьев старого парка.
2. Объяснительный диктант. Перепишите предложения, подчеркивая грамматические основы. Укажите назывные предложения.
Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, легкий. (И. Соколов-Микитов) Маленький ручеек. Вода немного коричневатая. (В. Песков) Крепко морозит. (Г. Федосеев) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. (В. Песков) Третий час дня. Пасмурно. (А. чехов) Вон радуга. Весело жить! (И. Бунин) Безветрие и все небо залито краской. (И. Тургенев)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Тренировочные упражнения.
1. Распространите предложения согласованными определениями.
Образец: Утро. – Раннее утро.
Река. Остров. Деревья. Вечер. Стадион. Матч.
2. Из простых предложений составьте сложные, подобрав подходящие по смыслу союзы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
Середина января. На полях почти совсем нет снега. Зима в разгаре. Смеркается очень рано. Небо затянуло свинцовыми тучами. Густо пошел снег. Покалывает щеки. Мороз крепчает.
3. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены. Чем они выражены? Определите вид каждого предложения.
Начало пятого. Но мне не спит..ся. (С. Щипачев) Дождь и снег. Сыро в поле. Всюду грязь и слизь. (И. Сельвинский) Вечер, около пяти часов. В окно смотрит осе..ий сумрак. (М. Горький) Мороз. Хрустит под валенком снег. (Н. Островский) Река-младенец. Через три десятка шагов перес..чет ее первый деревя..ый мосток. (В. Песков)
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– Чтение текста учителем.
ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ
Красная площадь. Сказочной красоты собор Василия Блаженного. Но все же сердце Москвы – Кремль, расположенный на высоком берегу Москвы-реки. Кремлевские стены и башни в основном были возведены в течение десяти лет – с 1485 по 1495 г. Надстроенные в XVII в. изящные каменные шатры придали суровым башням исключительную стройность и красоту. За стенами поднимаются двадцать башен. Главная башня Кремля – Спасская. В центре Кремля находится древняя Соборная площадь. На ней возвышаются памятники русской национальной архитектуры: соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Эти здания образуют один из лучших в мире архитектурных ансамблей.
В Московском Кремле хранятся замечательные образы русского литейного искусства. У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый Царь-колокол. Он был отлит в Кремле Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 гг. Неподалеку от Царь-колокола находится одно из чудес техники XVI в. – Царь-пушка, отлитая из бронзы в 1586 г. мастером Андреем Чоховым.
Смотровая площадка на Воробьевых горах, откуда открывается чудесный вид на город.
Величественные купола церквей и шпиль Московского университета, основанного в середине XVIII века, который сам по себе – тоже памятники архитектуры.
Знаменитая Пушкинская площадь с монументом гению. Его изображение есть в каждом школьном учебнике: Пушкин на фоне заснеженной площади, летом, весной или золотой осенью. К слову, осенняя столица – совершенно особый мир. Наверное, именное такой ее знал и любил Александр Сергеевич, который венчался в московском храме Вознесения у Никитских Ворот.
Старый Арбат. Здесь каждое здание – хранитель семейных тайн и преданий своих прежних хозяев. В одном из этих домов прошло детство Булата Окуджавы. Там и сегодня можно увидеть знаменитого барда, только застывшего в бронзе.
Музей-заповедник “Коломенское”. В XVI в. Коломенское – усадьба Василия III, а затем – Ивана Грозного. Здесь прошли детские годы Петра I. Сегодня усадьба – музей истории, искусства, архитектуры и быта XVI-XVН вв.
Сохранился выдающийся памятник древнерусского зодчества – церковь Вознесения, построенная в 1532 году. Здание имеет вид стройной белокаменной башни, устремленной ввысь. Высота – 62 м. Большой интерес представляет архитектурный музей под открытым небом. Сюда привезены домик Петра I из Архангельска, крепостная башня XVII в. Николо-Карельского монастыря, медоварня из подмосковного села Преображенского и башня Братского острога.
Третьяковская галерея. Собранные в ней картины размещены в нескольких зданиях.
Устали? А ведь нас еще ждут Всероссийский музей им. А. С. Пушкина, музей-усадьба “Останкино”, Новодевичий монастырь, Храм Христа Спасителя, дом-музей Марины Цветаевой, Музей уникальных кукол, Государственный центральный музей кино.
Москва – средоточие культурной жизни огромной страны.
(Из журнала)
– Вопросы и задания к тексту.
– Соответствует ли текст названию? Ответ аргументируйте.
– Почему между частями текста нет связок?
– Почему некоторые части даны очень сжато, а другие содержат больше информации?
– С какой целью практически каждая часть начинается с назывного предложения?
– Какая часть вам запомнилась больше всего?
– Прочитайте текст еще раз и перескажите часть, посвященную описанию Кремля и Коломенского, предварительно выписав опорные слова и словосочетания.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] – 125 (письменно); [2] – 230, 233 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Как вы думаете, почему сценарии фильмов обычно начинаются с назывных предложений? (Ночь. Тишина. Окраина города…)