ВВЕДЕНИЕ
§1 О богатстве русского языка.
1
1. Оцените, достаточно ли богата ваша речь. Для этого мысленно ответьте себе на следующие вопросы:
– Можете ли вы быстро подобрать нужные слова, чтобы ответить на заданный вам вопрос?
– Умеете ли вы выбирать наиболее точные слова для выражения своих мыслей?
– Можете ли вы кратко и понятно пересказать содержание понравившейся книги, фильма, рассказать о передаче?
2. Составьте предложения по данному началу. Предложения запишите.
Человек с богатой речью знает…, может…,
2. Анализ теоретического материала
1. Прочитайте название параграфа. В чем, по вашему мнению, проявляется богатство языка?
Богатство языка проявляется в большом запасе слов, в многообразии синонимов, с помощью которых можно передать оттенки мыслей и чувств, в обилии пословиц, поговорок, устойчивых выражений, которые позволяют ярко, метко, остроумно выразить мысль.
2. Для чего нам нужны словари?
Подобрать нужный синоним, объяснить смысл слова, пословицы,
3
1. Прочитайте примеры. Какие признаки богатства языка они иллюстрируют?
1. Многообразный, богатый, обильный.
2. Найти общий язык, язык прикусить, держать язык за зубами, сорваться с языка, язык до Киева доведет.
2. Подберите к устойчивым выражениям синонимы (см. материал для справок), объясняющие их смысл. Запишите устойчивые выражения по образцу.
Образец. Острый на язык – остроумный.
Для справок: замолчать, договориться, умалчивать, узнавать дорогу, проболтаться.
4
1. Прослушайте текст. Опишите, какие картины рисовало ваше воображение. когда вы его слушали.
2. Прочитайте текст. Как вы думаете, какими средствами автор заставил нас увидеть эти картины, услышать звуки ночи, ощутить ее запахи?
Знаете ли вы украинскую ночь? О. вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете. Чудный воздух и прохлад но-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.
Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Украина
Украинский
По Н. Гоголю
Ландшафт
3. Спишите первый абзац. Укажите эпитеты, олицетворения, метафоры.
Словарь
Не́га – состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения; наслаждение, блаженство.
Лепетать – перен. издавать тихие, невнятные звуки (шум, шелест и т. п.).
Обратите внимание!
В произведении Н. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” принято произносить украинская ночь, следуя прежней норме постановки ударения в этом слове. Для современного русского языка нормой является произношение слова украйнский с ударением на третьем слоге, как в слове Украйна.
5
1. Рассмотрите репродукцию картины Н. Луговенко “Тихая ночь”, которая может быть использована в качестве иллюстрации к тексту упражнения 4.
2. Совпадает ли впечатление, которое производит картина, с впечатлением от отрывка из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. Гоголя? Обоснуйте свое мнение.
3. Опишите картину, используя текст упражнения 4.
Н. Луговенко. Тихая ночь.
6
1. Подберите к каждой группе синонимов близкое по смыслу слово из текста H. Гоголя (см. упражнение 4). Почему ни одним из синонимов, приведенных в данном упражнении, невозможно заменить слово в тексте Н. Гоголя?
2. Запишите синонимы, включая в каждую группу синоним из текста Н. Гоголя. Дополните каждую группу синонимичными устойчивыми выражениями (см. материал для справок).
1. Большой, значительный, громадный, колоссальный.
2. Пленительный, прелестный, чарующий, обворожительный.
3. Темнота, тьма, мгла, сумрак.
4. Странно, удивительно, необычно.
Для справок: глаз не оторвать, глазом не охватить, широко открывать глаза, хоть глаз выколи.
Богатство речи проявляется в возможности выразить одну и ту же мысль несколькими способами.
Смысл этого предложения можно передать такими выражениями:
1. Человек с богатым словарным запасом воспринимается обществом как умная и творческая личность.
2. Богатый словарный запас человека говорит о его высоком интеллектуальном уровне.
3. У человека умного и творческого, как правило, богатый словарный запас.
4. Общество высоко ценит людей с богатым словарным запасом.
5. Если человек имеет богатый словарный запас, то его считают умной и творческой личностью.
7
1. Прочитайте высказывание Дж. Свифта и определите его смысл.
Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.
2. Используя приведенные ниже элементы предложений, передайте смысл высказывания Дж. Свифта разными способами.
1. О человеке можно судить по… и по…. 2. О человеке можно много узнать по тому, с кем он общается, и по тому, как…. 3. Речь человека позволяет…. так же как и друзья, с которыми…. 4. Если ты хочешь…, то…. 5. Следи за своей речью чтобы…. 6. Грамотная вежлива речь говорит о том, что….
3. Запишите любые два составленные вами предложения.
8
1. Овладеть богатством языка помогает знание того, как он устроен. Прочитайте обращение авторов к шестиклассникам (см. с. 3) и найдите в нем ответ на вопросы:
– Какие знания науки о языке вы усвоите в этом учебном году?
– Как они помогут вам сделать свою речь богатой?
2. Просмотрите содержание учебника. Какой материал вам частично известен из изученного ранее на уроках русского и украинского языков? Какой материал является для вас совершенно новым?
Проверьте свои знания
9
Завершите высказывание.
1. Богатство человека измеряется….
2. Богатство государства заключается в….
3. Богатство языка проявляется в….
10
1. Допишите по 2-3 устойчивых выражения со словами рука, уши, язык, глаза, голова.
2. Объясните каждое выражение с помощью синонимов или толкования (устно).
1. Взять себя в руки
2. Покраснеть до ушей,….
3. Острый язык
4. Потупить глаза
5. Выдать себя с головой