СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 11
Тема. Обобщение изученного по теме “Словосочетание и предложение”
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о словосочетании и предложении как синтаксических единицах; развивать умения логично и последовательно мыслить, правильно интонировать и писать простые предложения с учетом цели высказывании; воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Оборудование: раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Где только мысль ясна,
Там ясно изложенье,
Там
Без затрудненья.
Н. Буало
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Двое учащихся работают у доски, разбирают словосочетания, выписанные из художественных произведений.)
2. Словарный диктант.
– Запишите слова, подберите к ним антонимы.
Бескорыстный – жадный, достоинства – недостатки, активный – пассивный, веселиться – тосковать, откровенный – скрытный, скромность – зазнайство, рассеянно –
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа в группах.
I группа
Задание
– Используя слова из словарного диктанта, составьте 10 словосочетаний, определите главное и зависимое слово, обозначьте, какими частями речи они выражены.
– Составьте 5 вопросов к одноклассникам по теме “Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний”.
II группа
Задание
– Используя слова из словарного диктанта, составьте по три словосочетания с разными видами подчинительной связи;
– Составьте 5 вопросов к одноклассникам по теме “Словосочетание. Виды подчинительной связи”.
III группа
Задание
– Используя слова диктанта, составьте:
– одно простое вопросительное предложение;
– одно простое побудительное предложение;
– одно простое восклицательное предложение;
– одно простое повествовательное предложение с прямым и обратным порядком слов.
– В каждом предложении выделите грамматическую основу.
– Составьте 5 вопросов к одноклассникам по теме “Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске”.
IV группа
Задание
– Используя слова диктанта, составьте:
– одно сложное предложение;
– одно двусоставное нераспространенное предложение;
– одно односоставное распространенное предложение.
– В каждом предложении выделите грамматическую основу.
– Составьте 5 вопросов к одноклассникам по теме “Строение и грамматическое значение предложений”.
Ориентировочные вопросы
1) Что такое словосочетание?
2) Из чего состоят словосочетания?
3) Зависит ли строение словосочетания от значения?
4) Как связываются слова в словосочетании?
5) Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете?
6) Что такое согласование?
7) Чем примыкание отличается от управления?
8) Бывают ли синонимичные словосочетания? Приведите примеры.
9) Чем словосочетание отличается от предложения?
10) Что такое предложение?
11) Что называется грамматической основой предложения?
12) Как делятся предложения по цели высказывания?
13) Как делятся предложения по строению?
14) Что такое сложное предложение?
15) Как делятся предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?
16) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные – нераспространенными?
17) С помощью чего мы выделяем наиболее важное в предложении слово?
18) Какой порядок слов в предложении существует?
19) Какую роль играют простые предложения в тексте?
20) Что является главным средством выражения цели высказывания и эмоциональной окраски предложения?
2. Подведение итогов работы в группах.
(Осуществляется на основе взаимоопроса учащихся и взаимооценивания.)
3. Составление лингвистического кроссворда.
(Учащиеся продолжают работать в группах.)
– Составьте лингвистический кроссворд.
– В вопросах используйте вопросительные и повествовательные предложения.
Слова, которые можно использовать:
Синтаксис, предложение, согласование, примыкание, управление, интонация, сложное, простое, ударение.
Образец кроссворда
4. Обмен кроссвордами.
5. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме “Словосочетание и предложение”.
2. Подготовиться к контрольной работе, выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Задание высокого и достаточного уровней: составить тестовые задания по теме “Словосочетание и предложение”.