ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 57
Тема. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при Них. Деепричастные конструкции
Цель: ознакомить учащихся с материалом об обособленных обстоятельствах, способах их выражения, научить расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными конструкциями; развивать умение читать предложения с обособленными обстоятельствами, соблюдая правильную интонацию; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Оборудование: учебник, раздаточный
ХОД УРОКА
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
А. Шопенгауэр
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Синтаксический разбор предложения.
Я видел однажды вечером во время отлива на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку. (И. Тургенев)
2. Беседа.
1) Какие члены предложения называются
2) Что такое обстоятельство?
3) Чем может выражаться обстоятельство?
4) Что такое деепричастие?
5) Что вам известно о деепричастном обороте?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником (поиск информации).
Вопросы к учащимся
1) Чем может выражаться обособленное обстоятельство?
2) Как на письме и в устной речи выделяются обособленные обстоятельства?
2. Выполнение упражнения.
– Прочитайте текст. Какие действия животных автор изображает как основные, а какие – как второстепенные, добавочные? Чем выражены основные действия и чем – второстепенные? Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.
Предчу..твуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на нее шел серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увид..в Каштанку он вскочил выгнул спину в дугу задрал хвост вз..ерошил шерсть и то(же) зашипел. Собака испугалась (не)на шутку но (не)желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту. Кот еще сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отск..чила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду зал..лась громким в..згливым лаем.
(По А. П. Чехову)
3. Беседа с учащимися, проверка выполненного задания.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Самостоятельная работа по вариантам.
(По окончании выполнения задания осуществляется взаимопроверка работ.)
– Укажите предложения с деепричастным оборотом и предложения с фразеологическим оборотом наречного значения, содержащим деепричастие: А – деепричастный оборот; Б – фразеологический оборот, содержащий деепричастие. Некоторые знаки препинания опущены.
I вариант
1) Андрей метался среди противоречивых теорий. Любая книга оказывалась западней, в которую он летел сломя голову.
2) Тихую песнь напевая парень на шахту идет.
3) Я стоял раскрыв рот и отказывался верить всему слышанному.
4) Потом мы уходили напившись кипятку.
5) Андрей задумался честно проверяя свои силы.
6) Скрепя сердце Андрей перебирал кандидатуры.
7) Вся команда чинит паруса не покладая рук.
8) Напрасно Петя вытягивал шею всматриваясь вдаль.
9) Петя закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.
10) При его грубых окриках мать вздрагивала и бежала сломя голову.
11) Всегда увидев животное в трагическом положении я ставлю себя на его место.
12) Увидев в лесу развешанную пауком сеть-паутину не обрывайте ее.
II вариант
1) Заветную память храня обо всем мы помним холмы и проселки родные.
2) “Хорошо ли пускаться в плаванье на ночь глядя?” – думал я, охваченный тоской по близкому и родному дому.
3) За лесными вершинами кроясь тлеет солнца слепой уголек.
4) Стая медленно летя сделала два круга.
5) Всю ночь работал Илья не покладая рук.
6) Белый рыхлый туман стоял под скатом полей мертвенно синея.
7) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
8) День быстро уходил в сумерки едва осветив снега.
9) Машинист глядел не смыкая глаз в темное окно.
10) Сотрясая мост через речку редкие поезда гремят.
11) Проглянет солнце ярко озаряя и лес, и степь, и старую усадьбу.
12) Возле ручейка ходили козы легкими копытцами стуча.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | Б | А | А | Б | Б | А | Б | Б | А | А |
II вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | А | А | А | Б | А | Б | А | Б | А | А | А |
2. Работа в парах
– Составьте диалог, используя фразеологические обороты.
Лететь сломя голову, работать не покладая рук, глядеть не смыкая глаз, сидеть сложа руки, стоять раскрыв рот, отдать скрепя сердце, работать спустя рукава, следить затаив дыхание.
3. Практическая работа.
(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)
– Распространите данные предложения, включив в них обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
Образец. Кричат молодые грачи. – Над крышей летая, кричат молодые грачи.
1. Ястреб пролетел высоко над дальним лесом. 2. В кустах щебетали какие-то маленькие птички. 3. Первые лучи солнца блеснули в небе и пробежали по земле. 4. Дрозды собирают насекомых на земле. 5. Землеройки не залегают в зимнюю спячку. 6. Еж свертывается клубком и выставляет иглы.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Чем выражаются обособленные обстоятельства?
2) Расскажите правила постановки знаков препинания в предложении с деепричастным оборотом.
3) Когда единичные деепричастия не обособляются?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Задание высокого уровня: использовав произведения художественной литературы, подготовить карточки для учащихся с таким заданием: записать предложение, расставив знаки препинания, сделать его синтаксический разбор (предложения о животных, насекомых, птицах; форма карточки тоже может быть необычной).
Приложение к уроку № 57
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Когда Артуру было 5 лет, семья переехала в Гамбург. Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они предпринимали целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Одной из целей этих поездок было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннему развитию Артура.
В одиннадцать лет Артур поступил в частную гимназию некоего Рунге, но так как программа этого училища охватывала преимущественно коммерческую сторону, то первоначальное образование Шопенгауэра оказалось довольно односторонним. Отец Артура хотел сделать из него купца. Однако к великому огорчению представителя старинной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей наклонности; в нем рано сказалась пламенная любовь к высокой науке. Чтобы отвлечь Артура от мысли о поступлении в гимназию, отец предложил ему вместе отправиться в новое путешествие в Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию и Южную Германию. Поездка состоялась весной 1803 года. В Англии они пробыли около полугода. Чтобы не прерывать школьного образования сына, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близ Лондона.
По прибытии в Берлин Шопенгауэр-отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с матерью – в Данциг. Весной 1805 года отец скоропостижно скончался. Это печальное событие произвело на Артура сильное, удручающее впечатление.
После смерти отца мать разрешила Артуру посвятить себя науке, и он ревностно принялся изучать древние языки.
Вскоре Артур Шопенгауэр решил поступить в университет. Он переезжает в Готу, где профессор Деринг взялся подготовить его по латинскому языку, а профессор Якобс занялся с ним немецкой литературой. Оба они весьма хвалили своего ученика.
Уроки нескольких профессоров и прирожденные способности к изучению языков позволили Артуру довольно быстро пополнить свое одностороннее и далеко не систематическое первоначальное образование. Он работал днями и ночами, и когда в 21 год поступил в славный в ту пору Геттингенский университет, то оказался настолько основательно и многосторонне подготовленным к слушанью университетских лекций, как немногие из его товарищей. Сначала он записался на медицинский факультет и слушал лекции по естественной истории, но вскоре заинтересовался философией и перешел на философский факультет.
Будучи по природе нелюдимым, он не принимал почти никакого участия в обычной шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь очень немногими товарищами.
Основное произведение Шопенгауэра – “Мир как воля и представление” (1819). Название этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделен разумом, познанием. Каждый человек обладает собственной волей к жизни. Она различна у разных людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация – государство – каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
До последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем. Но с апреля 1860 года у него стали случаться учащение сердцебиения и ощущение стеснения в груди. 21 сентября паралич легких оборвал жизнь Шопенгауэра. Согласно письменно выраженному желанию Шопенгауэра, его тело не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком. 26 сентября его похоронили. Могилу Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой плите высечены только два слова: Артур Шопенгауэр и больше ничего – ни года рождения, ни года смерти, ни каких-либо других слов.