I СЕМЕСТР
УРОК 19
Тема. Обращение, стоящее в начале и конце предложения. Знаки препинания при обращении. Употребление существительных в форме именительного падежа в роли обращения. Развитие пунктуационной зоркости
Цель: формировать у учащихся умение правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и по интонации, употреблять в устной и письменной речи обращения; учить правильно оформлять предложения со словами-обращениями на письме; развивать пунктуационную зоркость; воспитывать интерес к языку.
Тип
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Словарная работа
– Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните орфограммы.
– Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)
– Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осень)
– В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной. (Ветер)
– Стояли в поле сестрицы,
Платья
Шапочки зелены. (Березы)
– Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)
– Ходит, бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
2. Давайте поиграем!
Игра “Проверь себя”
1) Замените в словах фара, цвет, роща, игла, крыса один согласный звук другим так, чтобы получились новые слова.
Ответ: пара, свет, роза, игра, крыша.
2) Замените в словах белка, бинт, сало, река, горе, уха один гласный звук другим, чтобы получились новые слова.
Ответ: булка, бант, село, рука, гора, ухо.
3) “Звездный час”
Из букв слова рисование составьте новые слова. (Навес, рис, сова, нос, сор, ров, вор.)
IV. Работа по теме урока
1. Прочитайте стихотворение
– Солнце, солнце, ты откуда?
– Я из зорьки золотой.
– Дождик, дождик, ты откуда?
– Я из тучки грозовой.
– Ветер, ветер, ты откуда?
– Я из дальней стороны.
Мы три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны.
О. Высотская
– В каком предложении содержится вопрос, а в каком – сообщение?
– Какие это предложения по цели высказывания? А по интонации? Спишите предложения с обращениями. Обращения подчеркните. Как выделены обращения на письме?
– Прочитайте стихотворения в лицах.
2. прочитайте
– Кто вы, дедушка, такой?
– Я лесник, ребятки.
Обхожу участок свой,-
Все ли тут в порядке.
С. Погореловский
– За чем следит лесник?
– Прочитайте предложения с обращениями. Как выделены обращения на письме?
– Спишите. Подчеркните вопросительное предложение.
3. Составьте и запишите несколько предложений с обращениями по таблице
Поставь | Борщ | ||
Юля | Дай | Стакан | |
Егор | Кушай | Пожалуйста | Фиалку |
Подай | Чашку | ||
Полей | Кашу |
4. Прочитайте выразительно, выделяя обращение.
Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
А. С. Пушкин
5. Из каких сказок эти предложения? Кто их автор? Выделите обращения
– Чего тебе надобно, старче?
– Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
– Куда ты идешь, Красная Шапочка?
V. Итог урока
Беседа
– Как выделяется обращение на письме?
– Где в предложении может стоять обращение?
VI. Домашнее задание