УРОК № 56
Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека”
Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значение предлогов; расширять словарный запас учащихся; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, учебные тексты, орфографический словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.
Карточка № 1
Запишите предложения. Подчеркните наречия, поставьте к ним вопросы.
1) Внизу шумит поток проворный. (А. Пушкин) 2) Песня, тихая и заунывная, похожая на плач, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (А. Чехов) 3) Впереди простирались пересеченные оврагами пустыри. (А. Пушкин)
Карточка № 2
Подберите подходящие по смыслу наречия к данным глаголам. Написание наречий в случае затруднений проверяйте по орфографическому словарю.
Слушать (как?) …; бежать (куда?) …; мчаться (откуда?) …; проснуться (когда?) …; говорить
2. Беседа с учащимися.
В русском языке, как и в украинском, есть служебные части речи (службові частини мови) – это предлоги (укр. прийменники), союзы (укр. сполучники), частицы (укр. частки).
Служебные части речи не изменяются, не называют предметов, признаков, действий. Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, также вносят в словосочетания и предложения дополнительные оттенки значения.
Часть речи, которая в украинском языке называется прийменник, в русском именуется предлог.
– Приведите примеры предлогов и их употребления в украинском языке.
3. Задание учащимся.
– Запишите словосочетания. Укажите предлоги.
Приехал с экскурсии, вернулся из путешествия, работает на фабрике, нырнул под воду, гулял около дома, поем с сестрой, отошел от него, поехали без нее.
– С какими частями речи употребляются предлоги?
4. Вывод.
Предлог – служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Предлоги имеют различные значения.
Рассмотрим таблицу.
Значения предлогов | В русском языке: | В украинском языке: |
Пространственное | Из | З |
Под | Під | |
Между | Між | |
От | Від | |
Около | Біля | |
К | До | |
Временное | С | З |
Объектное | О | Про |
С | З |
2. Задание учащимся.
– Определите значения предлогов.
Выйти из класса, отойти от стены, гулять около леса, приплыть к берегу, не спать до полуночи, говорить о маме, спорить с братом.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Творческое списывание.
– Запишите предложения, вставляя предлоги. Определите значения предлогов.
Вбежал… комнату. Написал… доске. Надстроили… домом два этажа. Зашел… угол дома. Заехал… мной. Дочитал книгу… конца. Прочитал книгу… Робинзоне Крузо. Вернулся… поездки.
2. Перевод на русский язык.
– Переведите словосочетания на русский. Обратите внимание на употребление предлогов в украинском и русском языках.
Білий на колір, залучити до роботи, піклування про дітей, від ранку до вечора.
3. Редактирование.
– Найдите ошибки в употреблении предлогов. Объясните причину ошибок. Запишите словосочетания в исправленном виде.
Подойти до товарища, достать с шкафа, говорить про погоду, родители з детьми, выехал с города.
4. Творческое задание.
– С двумя-тремя словосочетаниями из предыдущего упражнения составьте и запишите предложения. Запоминайте правильное употребление предлогов.
5. Работа над изложением.
Прослушайте текст. Напишите изложение. Правильно употребляйте предлоги.
В лесу
Мы с бабушкой уходили все дальше в лес. Скрипят клесты, смеется кукушка. Под ногами пышным ковром лежит мох. Грибы дразнят своим запахом.
Однажды я провалился в глубокую яму, распорол сучком бок и разорвал кожу на затылке. Сидел на дне в холодной грязи
И со стыдом чувствовал, что сам я не вылезу. Пугать бабушку было неловко. Однако я позвал ее. Она живо вытащила меня и повела к ручью, вымыла и перевязала раны и отвела в железнодорожную будку. До дому я не мог дойти, сильно ослабел.
VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Слушание текста.
Учебник, с. 247, упр. 540.
2. Словарная работа.
Учебник, с. 248 (слова в рамках).
3. Работа со словосочетаниями.
Упр. 541.
4. Развитие навыков использования антонимов в речи.
Упр. 542.
5. Развитие умения составлять вопросы к прочитанному тексту и отвечать на них.
Упр. 543.
6. Устное изложение текста “Четвероногие победители”.
1) Составление плана текста.
Ориентировочный план
1. Спортивные увлечения древних эллинов.
2. Кто получит венок победителя?
3. Кому же доставались почести.
4. За что поставили памятник лошади Ауре?
2) Пересказ по плану.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 50.
2. Выполнить упр. 539, 544.
3. Групповые задания.
1) Выучить пословицы и поговорки, с. 250. Ответить на вопрос: “Почему мы так говорим?”.
2) Выучить загадки на с. 250.