I СЕМЕСТР
УРОК 31
Тема. Обычаи народа. Разучивание наизусть колядок. Признаки хорошего высказывания (темп речи, четкость дикции)
Цель: ознакомить учащихся с новогодними колядками, щедривками, посевалками; учить правильной, четкой декламации; углубить знания о народных традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к народным обычаям.
Оборудование: таблицы с изображением народных новогодних праздников; аудиозаписи музыкальных колядок-песен.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организация
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа
– Какой главный зимний праздник мы скоро будем отмечать?
– Как в ваших семьях празднуют Новый год?
– Это ваши семейные традиции. А какие народные традиции празднования Нового года вам известны?
– Слышали ли вы о празднике Рождества?
III. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
– Славянские народы издавна празднуют Новый год и Рождество, сохраняя традиции своих предков.
Накануне праздников (перед Рождеством – это Святой вечер, Щедрый вечер) и в городах, и в селах по домам и хатам ходят колядники,
Слова “коляда” и “колядники” на многих языках означают одно и то же: “песня и дар”, “праздник и дар”.
Колядники посевают и просят у хозяев гостинцы. По народным традициям, отказывать им непозволительно – “счастья в доме не будет”.
2. Слушание и разучивание колядок, посевалок со слов учителя
– Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
– Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
– Коляда-коляда
У нас нынче беда?
Обошли мы целый свет –
Ни конфет, ни денег нет!
Вы нас пожалейте,
Киселика налейте!
– Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
– Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
– Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте хозяева сундучки
Вынимайте пятачки!
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Повторение колядок и декламация их учащимися наизусть.
Вербальное оценивание учащихся по темпу речи, четкости дикции.
IV. Итог урока
– Что мы сегодня узнали нового и о каком народном обычае?
– Что означает слово “колядка”?
– С чем поздравляют колядники хозяев? Как они это делают?
– Как нужно произносить или петь колядки? (Громко, четко, в хорошем темпе)